Любовь Цепко
Консультация для воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями при коррекции
речевых нарушений у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляется в следующих направлениях:
1) коррекционно-развивающее;
2) общеобразовательное;
3) воспитательное.
Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп „Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у воспитанников речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких воспитанников есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих из них характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно- развивающая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) учитель-логопед формирует у воспитанников первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Соответственно, в целостном коррекционно-развивающем процессе ДОУ происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.
Функции учителя-логопеда :
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, работа над просодической стороной речи, развитие чувства ритма и выразительности речи.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Формирование навыка послогового чтения.
• Совершенствование мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса воспитанников по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи воспитанников в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения воспитанников.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию учителя-логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения воспитанников, специфические проявления их характера, тактично корригируя отмеченные отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Поскольку только при создании спокойной обстановки в группе, обучении детей совместной игре и правильному общению друг с другом, проведении коррекции личностных и поведенческих отклонений, возможен переход непосредственно к речевой работе.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности,
преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия воспитанников в группе
2. Обследование речи воспитанников, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития воспитанников, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей
возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования
коррекционной работы
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической
характеристики группы в целом 4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической
характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания
воспитанников и восприятия речи в целом 5. Воспитание общего и речевого
поведения воспитанников
6. Развитие зрительной, слуховой,
вербальной памяти 6. Расширение кругозора воспитанников,
их слухового внимания
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря воспитанников, расширение пассивного
словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение воспитанников процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по
их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений воспитанников о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой
основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики воспитанников
10. Развитие фонематического восприятия
воспитанников 10. Подготовка воспитанников к занятию,
включая выполнение заданий и
рекомендации учителя логопеда.
11. Обучение воспитанников процессам
звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков,
усвоенных воспитанниками на занятиях с учителем-логопедом
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти воспитанников путем заучивания речевого материала разного
вида
13. Формирование навыков
словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования
в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи воспитанников по моделям, демонстрации действий, вопросам, по
картине и по ситуации 14. Контроль за речью воспитанников по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи воспитанников через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности, поручений
в соответствии с их уровнем развития.
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на
основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя работу учителя-логопеда в этом направлении