Папки-передвижки

Консультация для воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»

Любовь Цепко
Консультация для воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями при коррекции

речевых нарушений у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-развивающее;

2) общеобразовательное;

3) воспитательное.

Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп „Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями“» размещена в разделах

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у воспитанников речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких воспитанников есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих из них характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно- развивающая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель-логопед формирует у воспитанников первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Соответственно, в целостном коррекционно-развивающем процессе ДОУ происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.

Функции учителя-логопеда :

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.

• Формирование правильного речевого дыхания, работа над просодической стороной речи, развитие чувства ритма и выразительности речи.

• Развитие артикуляционной моторики.

• Коррекция звукопроизношения.

• Совершенствование фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

• Формирование навыка послогового чтения.

• Совершенствование мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.

• Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций.

Функции воспитателя :

• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса воспитанников по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи воспитанников в процессе всех режимных моментов.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения воспитанников.

• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию учителя-логопеда.

• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения воспитанников, специфические проявления их характера, тактично корригируя отмеченные отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Поскольку только при создании спокойной обстановки в группе, обучении детей совместной игре и правильному общению друг с другом, проведении коррекции личностных и поведенческих отклонений, возможен переход непосредственно к речевой работе.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности,

преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия воспитанников в группе

2. Обследование речи воспитанников, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития воспитанников, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей

возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования

коррекционной работы

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической

характеристики группы в целом 4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической

характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания

воспитанников и восприятия речи в целом 5. Воспитание общего и речевого

поведения воспитанников

6. Развитие зрительной, слуховой,

вербальной памяти 6. Расширение кругозора воспитанников,

их слухового внимания

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря воспитанников, расширение пассивного

словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение воспитанников процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по

их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие представлений воспитанников о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой

основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики воспитанников

10. Развитие фонематического восприятия

воспитанников 10. Подготовка воспитанников к занятию,

включая выполнение заданий и

рекомендации учителя логопеда.

11. Обучение воспитанников процессам

звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков,

усвоенных воспитанниками на занятиях с учителем-логопедом

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти воспитанников путем заучивания речевого материала разного

вида

13. Формирование навыков

словообразования и словоизменения 13. Закрепление навыков словообразования

в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи воспитанников по моделям, демонстрации действий, вопросам, по

картине и по ситуации 14. Контроль за речью воспитанников по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи воспитанников через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности, поручений

в соответствии с их уровнем развития.

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на

основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя работу учителя-логопеда в этом направлении

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС»Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС» В ГБОУ города Москвы "Школа №41 имени Григория Алексеевича Тарана" состоялось интересное мероприятие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ "Взаимодействие.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»
Опубликовано: 6 октября 2020 в 08:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Цепко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД