Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для воспитателей «Краеведение в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
В основе развития любой истории людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.
Формирование отношения к Родине начинается с детства. Поэтому одна из главных задач - патриотическое воспитание. Краеведение способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края.
Публикация «Консультация для воспитателей „Краеведение в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, развивая и распространяя среди потомков. Познакомить детей с родным краем необходимо. Информация, данная родителями, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть рисунок, рассказ друзьям то, о чем узнал. Родители могут научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.
Цель краеведения состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем.
Задачи краеведения :
1. Формирование представления о месте, где человек родился и где он живет.
2 Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3 Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4 Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны :
- Беседы с детьми на разные темы;
- Экскурсии по родному городу.
- Праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
-Прогулки, путешествия, походы.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории.
«Найди герб»
Цель: научить узнавать герб города (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
«Собери герб, флаг»
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
«Угадай национальный костюм»
Цель: Формировать у детей знание национальных костюмов народов родного края, знания об особенностях костюма и его элементах.
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности необходимо посещение музея. Назначение музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Это способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Особый интерес у детей представляет такое направление, как коллекционирование.
Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов.
Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а также развивает их познавательную активность. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний дошкольников, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Спасибо за внимание!