Лариса Бунакова
Консультация для воспитателей младших групп «Оборудование музыкального уголка и организация работы в нём»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей младших групп
«Оборудование музыкального уголка и организация работы в нём».
Подготовила музыкальный руководитель Бунакова Л. Т., г. Димитровград.
Публикация «Консультация для воспитателей младших групп „Оборудование музыкального уголка и организация работы в нём“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе, (музыкально-театральная зона). Наличие в группе музыкальных инструментов уже вызывает у ребенка желание научиться на них играть, а с помощью музыкально-дидактического материала можно решать разнообразные воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например: развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).
Основными требованиями музыкального уголка являются:
1. Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.
2. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
3. Педагогически грамотное руководство самостоятельной
музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
4. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-
театральной зоны.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума, сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушкам и т. д.
При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.
Итак, в музыкальных уголках в ясельной и младшей группе должны находиться :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т. п.)
2. Иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
Бутафорские музыкальные инструменты - игрушки (что это такое) –
это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные
из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания
игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя
музыкантами. (макеты дудочек, гармошек, балалаек, пианино с нарисованной
клавиатурой и т. д.)
3. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования: (детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон и т. д. )
4. Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки,
гитары, погремушки, музыкальные волчки и т. д.), дети рассматривают
их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.
5. Шумовые инструменты: (бубны, погремушки, барабаны,
маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки и др.).
6. Музыкально- дидактические игры: («Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю?», «Где мои детки?» «Чудесный мешочек»).
Для музыкальной игры можно изготовить музыкальную лесенку из 3х ступенек. На 1 ступеньке низко сидит мама птица и поет низко чик - чирик, а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом чик - чирик. Игра на развития высоты звука.
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны
по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать
внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.
Также в музыкально-театральной зоне должны находиться атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества:
шапочки – маски, шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные.
В уголке ряжения: косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты,
которые используются детьми дозированно (например, металлофон, и те,
с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя,
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного
образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.).
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделять особое внимание качеству звучания
музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и
издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное
звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.
Для прослушивания произведений классической музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон.
Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.
В музыкальном уголке должны быть театры.
Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.
Виды театров:
- Театр картинок (фланелеграф)
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
- Театр картинок (фланелеграф). Как его изготовить: вырезать персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклеить кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
- Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)
Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.
В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукоподражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.
Игра на детских музыкальных инструментах очень нравится детям, конечно, сначала это будут погремушки, колокольчики. Кстати, владеть колокольчиком не сразу получится. Вы должны объяснить ребёнку, что держать колокольчик нужно двумя пальчиками за «ушко». Только тогда звук будет громким. Затем, можно попробовать играть левой рукой (сначала воспитатель, потом дети). Гораздо легче ребёнку будет обращаться с бубенцами, это тоже колокольчик, но закрытый. Причём, бубенцы бывают самых разных видов – на деревянной ручке, на тканевой манжете, в форме погремушки.
Начиная со 2 младшей группы воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельной музыкальной деятельности показывает новые игры, приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает в какой помощи нуждается другой ребенок. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Поэтому игры, инструменты необходимые в работе находятся в доступном детям месте, остальные же можно убрать и менять по мере необходимости.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Что необходимо иметь в музыкальном уголке в младшей группе.
1. Музыкальные инструменты.
• Духовые (дудочки, свистульки).
• Клавишные (металлофон).
• Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).
• Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).
• Неозвученные музыкальные инструменты. (макеты из картона или фанеры)
• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках: шарманки, органчики; дудки- с 1 фиксированным звуком)
• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.
• Классическая и народная музыка.
• Детские песни.
• Колыбельные песни и музыка для релаксации.
• Голоса природы по всем временам года.
• Произведения «Слушание».
• Звучание оркестра.
• Музыкальные сказки.
4. Картинки.
• Музыкальные инструменты.
• Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).
• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).
• Оркестр (шумовой, народный).
• Иллюстрации «Слушание».
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.
6. Дидактические игры и дидактический материал.
• Нотный стан.
• Лесенка 3 ступени.
• Карточки.
• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.
• Пособие «Эмоции».
7. Картотека пальчиковых игр.
8. Атрибуты для танцев.
9. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
10. Костюмы, маски для театрализации.
11. Различные виды театров.
12. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).
13. Сценарии праздников.
Что необходимо иметь в музыкальном уголке в группах
раннего возраста.
1. Музыкальные инструменты.
• Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).
• Ударные (барабан, бубен, молоточки).
• Духовые (различные дудочки, свистульки).
• Неозвученные музыкальные инструменты. (макеты балалаек, дудочек, барабана из картона, фанеры).
• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.
• Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках - органчики, шарманки, дудки -1фикс. звук).
• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
2. «Песенки – картинки».
3. Фонотека.
• Песни, танцы для праздников, досугов.
• Голоса природы по всем временам года.
• Произведения «Слушание».
• Музыкальные сказки.
• Народные песенки, детские, колыбельные.
4. Картинки.
• Музыкальные инструменты.
• Жанры.
• Музыкальные профессии (певец, танцор).
• Иллюстрации «Слушание»
5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.
6. Дидактические игры.
7. Печатные издания (стихи, загадки).
8. Дидактический материал.
• Лесенка 3 ступени.
• Звучащие предметы – заместители.(кубики, палочки, колечки, скорлупки от орех, катушки от ниток, фантики, спичечные коробки и т. д.)
• Пластиковые емкости с разными наполнителями.
9. Картотека пальчиковых игр.
10. Атрибуты для танцев.
11. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.
12. Костюмы, маски для театрализации.
13. Различные виды театров.
14. Сценарии праздников.