Светлана Некрасова
Консультация для воспитателей «Конструирование в развитии ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.
В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:
• образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
Публикация «Консультация для воспитателей „Конструирование в развитии ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
• воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).
Задачи:
- сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
- развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
- развивать художественно-творческие способности детей
- развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек
- учить детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материала.
- учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов
- научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
К техническому относят конструирование из строительных материалов (деревянных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.
К художественному относят конструирование из природного и бросового материала, из бумаги.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используют различные виды организации обучения (исследования З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддькова).
1. Конструирование по образцу.
Его суть: детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2. Конструирование по модели.
Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора.
Иными словами, предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям - носит иной характер. Не давая детям образа постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которыми постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме-закрепление знаний и умений.
5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети сами имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Каркасное конструирование. Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение.
7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам.
Эта форма имеет моделирующий характер и дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Каждая из рассмотренных приемов организации обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.
Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.
Какие же формы реализации конструирования мы можем запланировать с детьми: организованная деятельность, индивидуальная работа, организация проектов, конкурсы, выставки, кружковая работа, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей и др.
При этом мы должны пользоваться всевозможными приемами для вовлечения детей, мотивации детей к конструированию.
Значение конструирования для развития детей:
Развивается наблюдательность, память, мышление, внимание, пространственное и творческое воображение, математические способности, умение принимать указания, следовать инструкции, эмоциональное развитие, нравственные качества (трудолюбие, желание приносить пользу другим, самоконтроль, коммуникативные способности.