Абакумова Елизавета
Консультация для воспитателей «Кодекс профессиональной этики педагогических работников»
▼ Скачать + Заказать документы
Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с обучающимися и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Этический Кодекс Педагога - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в ДОУ, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашего ДОУ, совершенствования управленческой структуры, т. е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
Публикация «Консультация для воспитателей „Кодекс профессиональной этики педагогических работников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48). Данные нормы должны быть установлены локальным нормативным актом образовательной организации, разработка которого в соответствии с Законом № 273-Ф3 относится к ее компетенции (ч. 4 ст. 47).
Кодекс профессиональной этики педагогических работников служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
В феврале 2014 г. Минобрнауки России подготовило Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и направило его письмом руководителям. Согласно данному письму кодекс профессиональной этики педагогических работников представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от занимаемой ими должности.
Целями кодекса профессиональной эти педагогических работников являются :
• установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
• содействие укреплению авторитета педагогических работников;
• обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника
1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются : гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность.
3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.
4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.
5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем дошкольной организации, подает своим поведением положительный пример всем участникам образовательного процесса.
6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, а также религиозных убеждений, социального статуса, материального положения их родителей.
8. Педагогический работник уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений, защищает воспитанников от любых форм проявления жестокости и унижения.
9. Педагогический работник стремится к повышению положительной познавательной мотивации у воспитанников, развивает у них активность, самостоятельность, инициативность, способность к труду, творческие способности, культуру здорового и безопасного образа жизни.
10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник :
• учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья;
• применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
• соблюдает специальные условия, необходимые для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие в исследовании.
12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости оказывать им профессиональную помощь и поддержку.
13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.
14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии воспитанников и их родителей (законных представителей).
15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом обучения и воспитания их детей при их добровольном согласии.
16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) воспитанника в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов ребенка, в участии в управлении дошкольной организацией.
17. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю, решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу.
18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования воспитанников.
19. Педагогический работник хранит в тайне информацию о воспитанниках, доверенную ему участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях (законных представителях, педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Требования к внешнему виду педагогического работника
1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
2. Во время выполнения своих должностных обязанностей педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия. Приемлем деловой костюм, к которому относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка. Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно - синий, темно-бордовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть пастельных тонов.
3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии.
4. Обувь предпочтительнее закрытая, для женщины - на невысоком каблуке.
5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.
6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должны быть нейтральных тонов.
7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела.
8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.
9. Выражение лица педагога, мимика, жестикулирование должны быть доброжелательными и располагающими к себе.
Конфликт интересов
1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы дошкольной организации бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.
2. Педагогичекий работник должен избегать ситуаций, при которых у него может возникнуть конфликт интересов.
3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен проинформировать об этом своего непосредственного руководителя.
4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть получение педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.
5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:
• за совершение каких-либо действий (бездействия, связанных с выполнением трудовых функций;
• стоимостью свыше 3 тыс. руб;
• в виде денег или денежных эквивалентов;
• в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.
6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов дошкольной организации в личных целях может привести к конфликту интересов.
Ответственность за нарушение положений Кодекса
1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев оценки его профессиональной деятельности.
2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом дошколь-ной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с про-должением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педаагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.