Екатерина Щукина
Консультация для воспитателей «Как знакомить дошкольников с декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой, гармоничной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыке, поэзии, предметы изобразительного искусства, природу, и сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как знакомить дошкольников с декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, гжельской росписями, хохломой, жостовскими узорами, каргопольским промыслом) является неотъемлемой частью эстетического воспитания.
Приобщение дошкольников к декоративно – прикладному искусству, народным промыслам смело можно выделить в отдельный особый содержательный блок.
С раннего возраста детей привлекают яркие краски, причудливые орнаменты и замысловатые узоры, которые они видят на предметах декоративно – прикладного искусства.
Опираясь на этот естественный интерес, полезно познакомить детей с их видами, с трудом народных умельцев как разновидностью человеческой деятельности, с тем значением, которое народные промыслы имеют не только для конкретного человека, но и для человечества в целом.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с самыми простыми для их восприятия и изображения народными промыслами: дымковским, филимоновским, городецким.
По мере взросления и приобретения знаний и определенных изобразительных навыков к ним добавляется Гжельский, золотая Хохлома.
В старшем дошкольном возрасте помимо расширения и углубления знаний об уже известных им промыслах, дети знакомятся с таким видом декоративно – прикладного искусства, как Жостово.
На первом этапе знакомства с любым из видов декоративно – прикладного искусства, требуется активизировать внимание детей на красоте, самобытности, не похожести каждого промысла на другие, познакомить с историей появления и развития каждого конкретного промысла.
Ведущими методами на этом этапе работы являются эвристические познавательные беседы, рассматривание изделий изучаемого гародного промысла, рассказ воспитателя.
Большое значение на этом этапе работы имеет отношение взрослого к произведениям народных мастеров: если воспитатель восторженно отзывается о произведениях труда народных умельцев, то и дети проникнутся этим чувством, возникает стойкий интерес. Если же воспитатель эмоционально сух и скушен – трудно рассчитывать на устойчивый интерес у дошкольников.
Рассматривание организуется на занятиях, в повседневной жизни, на специально организованных экскурсиях (в музеи декоративно – прикладного искусства).
В беседе педагог не только уточняет, что из увиденного или услышанного дети запомнили, но и побуждает их задавать вопросы, высказывать свое отношение к увиденному и объяснять его.
Результатом должно явиться появление у детей устойчивого познавательного интереса к народному творчеству, желание самому подражать народным мастерам.
На втором этапе работы воспитатель опирается на желание детей попробовать себя в роли народных умельцев.
Начинается формирование практических умений.
Под руководством воспитателя дошкольники овладевают характерными для каждого промысла элементами, мазками, знакомятся с алгоритмом выцполнения каждого из элементов изображения (грунтовка, замалевок, теневка, бликовка, чертежка, привязка и так далее)
После овладения детьми основных элементов, начинается работа по обучению созданию полноценных изображений по мотивам того или иного промысла. Лучше, если основа, для создания изображения бедет максимально приближена к оригиналу; так дымковский, филимоновский, гжельский узор предложить детям выполнить на объемных фигурках, вылепленных самими же детьми из соленого теста. Жостовский и хохломской узоры может воспроизводиться на затонированных черной гуашью одноразовой бумажной посуде (тарелках, стаканчиках и так далее).
Ведущими методами на втором этапе становится показ способов действия с подробным описанием каждого своего действия; а так же практическая деятельность самих детей.
Обучение дошкольников рисованию по мотивам народных промыслов, как и обучение любому другому виду деятельности строится по принципу: от простого к сложному.
Это же направление в работе по эстетическому воспитанию может осуществляться и на другом содержании: беседы о людях творческих художественных профессий; решение задач экологического, музыкального воспитания.
Конечно, содержание имеет значение, но это не главное.
Самое главное, чтобы в результате такой работы произошли положительные изменения в эмоциональной, когнетивной, поведенческой сферах развития личности ребенка.
Важно не только знакомить дошкольников с декоративно – прикладным искусством, но и формировать у детей о творческом начале в личности, об изделиях народного творчества как результате труда, и воспитание уважения, симпатии к людям, желание детей самим проявлять в своей деятельности творческие способности.