Надежда Овечкина
Консультация для воспитателей «Как рассказать о развивающей предметно-пространственной среде группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация воспитателем развивающей
предметно-пространственной среды.
(Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды по всем возрастным группам в программе «Детство» издания 2014 года, прописаны
на стр. 297 – 308.)
Воспитатель должен уметь представить развивающую среду своей группы (родителям, гостям детского сада, комиссии, нагрянувшей с проверкой). Предлагаю примерный вариант. То, что выделено кавычками - речь воспитателя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как рассказать о развивающей предметно-пространственной среде группы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
1. Сказать название группы (в интерьере группы должны быть предметы, игрушки, оборудование, отражающие ее название).
2. Сказать о возрасте воспитанников группы (возраст также должен отражаться в среде).
3. «Предметно-пространственная развивающая среда группы организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и позволяет решать основные задачи нашей образовательной программы. Содержание образовательных областей реализуется в нескольких центрах, на которые условно поделено помещение группы».
4. «Познавательный центр отражает тему недели. Здесь вы видите дидактические материалы по теме … (на доске могут быть картинки, рядом книги, альбомы, дидактические игры, игрушки, оборудование и другие предметы). Для поддержания интереса детей к изучаемой теме у нас есть обширная медиатека и необходимые технические средства (компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор ит. д.)».
5. «Образовательное пространство нашей группы обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметным окружением. С помощью ширм или игровых модулей дети трансформируют пространство группы по своему усмотрению в зависимости от игровых замыслов. Например, эта ширма с помощью навесных маркеров может превращаться в корабль или автобус. Трансформация пространства обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (Разновысоких ширм может быть 10 штук и более). Трансформации дети подвергают не только пространство группы, но и сами игрушки. Это игрушки, собранные детьми из разных видов конструкторов. Они легко превращают автобус в самолет, приделав к нему крылья».
6. «Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. С помощью разнообразного игрового и дидактического материала дети могут реализовать игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую, и творческую активность. Например, в мини-лаборатории дети проводят несложные опыты по изучению свойств воды, воздуха, света, дерева, металла, бумаги, тканей, резины. При этом используют весы, лупы, цветные стеклышки и т. п. Создавая условия для проявления познавательной активности, мы учитываем личные предпочтения детей, семейные увлечения. Например, коллекционирование природных объектов. Вот коллекция ракушек, собранная семьей Ивановых, а вот гербарии семьи Смирновых». И т. д.
7. «Многие элементы развивающей среды полифункциональны, и дети используют их в качестве заместителей недостающих предметов. Например, набивные модули могут стенами домика или кроватками для кукол, а также сиденьями автобуса. В качестве заместителей дети используют элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов. Все это помогает детям в развитии и обогащении сюжетов ролевых игр».
8. «Мы с уважением относимся к продуктивной деятельности детей. Каждый ребёнок знает, где можно хранить незаконченный рисунок, поделку или принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы. Мы еженедельно оформляем авторские выставки лучших рисунков, поделок, результатов детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Каждый ребёнок получает возможность показать результаты своего творчества и познакомиться с продуктами чьей-то творческой деятельности».
9. «Создавая условия для художественно-продуктивной деятельности, мы учитывали интерес детей к театрализованным и музыкальным играм. Поэтому в центре творчества есть разные виды кукольных театров, костюмы и элементы костюмов, изобразительные материалы для изготовления декораций, настольные и напольные ширмы и т. п.»
10. «Кроме игрушек и дидактических материалов, произведенных промышленным способом, в нашей группе есть авторские пособия и игрушки, изготовленные руками педагогов и родителей. Например, массажные дорожки, выполненные мамой Сережи, коллекция кукол, связанная бабушкой Ирины и т. д.»
11. «Мы учитываем полоролевую специфику и обеспечиваем среду как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Например, мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, ходят в магазин, играют в школу, занимаются рукоделием – вяжут, вышивают».
12. «Символы каждого центра позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ «сова в очках» подсказывает детям, что на этой полке находятся дидактические игры для развития памяти, мышления; символ «карандаш и кисточка» обозначает место для рисования, аппликации и конструирования. Использование пиктограмм в двигательном центре позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь».
13. Можно рассказать об условиях, созданных для развития двигательной активности детей, развитии речи, математического развития, социального развития, этнокультурного развития и т. д. Подчеркнуть то, что более значимо и более выигрышно в плане содержания. Показать изюминку группы.
14. Нужно сказать о вариативности, доступности и безопасности среды, об использовании природных материалов.
Рекомендации.
• Каждый развивающий центр может содержать несколько уголков. Например, центр творчества: уголок изодеятельности, уголок театрализованных игр, музыкальный уголок, книжный уголок, уголок ручного труда и т. п. Игровой центр для мальчиков может содержать: уголок строительных игр и конструирования, уголок ПДД. и др. ; для девочек: уголок Барби, уголок «жилой дом», «мастерская рукодельницы» и др. Общим будет уголок сюжетно-ролевых игр.
• В оформлении среды лучше использовать фотографии детей группы, а не Интернета. Так детям будет интереснее изучать тему.
• Одежда кукол и кукольное белье должны быть новыми и чистыми.
• Столы в течение дня ставить по-разному. Например, на время ужина подвинуть их ближе к мойке. Это облегчит работу помощнику воспитателя и освободит пространство для игр в вечернее время. Столы также могут быть маркерами пространства.
• Ширмы должны быть пустыми и предусматривать возможность оформления их по-разному. Дети сами укрепляют на них съемные маркеры: окна, фары, красный крест, вывеску салона красоты или супермаркета и т. д.
• Индивидуализация должна просматриваться, начиная с приемной: авторские выставки, кулинарные книги семьи, группы, книга рекордов группы, почетная книга, книга благодарностей родителям, альбом «Говорят дети» и др.
• В социальном уголке можно разместить семейные альбомы, семейные коллекции, генеалогическое древо семьи, фотоальбомы «Мы любим спорт», «Мы любим путешествовать» и т. д. Здесь же можно размещать индивидуальные портфолио детей.
• Следует знать наизусть задачи пяти образовательных областей, чтобы не заблудиться в них во время презентации среды.
Уточнение терминологии:
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечная посуда, утюг, молоток, руль и т. п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя, а также коляски для кукол, автомобили и т. п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, складной домик, ширма, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).
Медиатека - это аудио и видеоматериалы, презентации для работы с детьми и, отдельно, Интернет-ресурсы. Должна быть коробка или полка, или папка, или шкатулка с дисками по всем темам года.
Выдержки из ФГОС ДО.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.