Татьяна Александровна Ульянова
Консультация для воспитателей «Как организовать уголок театрализации в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
• картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
• игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
Публикация «Консультация для воспитателей „Как организовать уголок театрализации в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Темочки
• ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
• реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
• материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
• маски;
• костюмы;
• книги;
• фонотека;
• стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
1. Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине
2. Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять
3. Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон, куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки
4. Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Театр марионеток — забава с многовековой историей
5. Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Костюмированные постановки- классика театрализованной деятельности.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
• пальчиковый театр (этюды на руках);
• настольный театр (различные виды);
• театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
• театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
• театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
• пальчиковый театр (этюды на руках);
• настольный театр (различные виды);
• кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
• куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
• пальчиковый театр (этюды на руках);
• куклы перчатки (пластические этюды на руках);
• куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
• пальчиковый театр (этюды на руках);
• куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
• куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
• куклы-марионетки (постановка этюдов);
• ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
• тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Где разместить театральный уголок
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
• мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
• сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
• доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
• эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.
Как оформить театральный уголок
Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке, но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.
Как сделать ширму для театра кукол
Этот обязательный элемент можно изготовить разными способами.
Материалы:
• лист фанеры;
• лобзик;
• отрез ткани или кусок плотных обоев;
• клей ПВА;
• дверные петли маленького размера.
Инструкция:
1. Из фанеры выпиливаем заготовки двух боковин и одной центральной части ширмы.
Фанерная ширма прослужит долго
2. Тщательно обклеиваем их обоями или тканью.
3. Оставляем просохнуть.
4. Крепим петли на обозначенные на чертеже участки — так ширма будет складываться и раскладываться.
Как сделать ширму для пальчикового театра
Смастерить такую ширму труда не составит.
Ширму для пальчикового театра можно разрисовать и украсить — так вы сразу получите декорации для постановки
Инструкция:
1. Берём картонную коробку подходящего размера. Как правило, величина подбирается с учётом размеров стола, на котором будет расположен театр.
2. Разбираем её.
3. Обклеиваем цветной бумагой.
4. Сгибаем боковины, оставляя по центру полотно достаточного размера.
5. По центру делаем вырез.
6. Раскрашиваем и украшаем.
Как изготовить занавес
Для пошива тканевой ширмы нужно знать, сколько места под неё отводится. Ткань обычно берётся в соотношении 1:3, чтобы готовый занавес красиво драпировался.
Материалы:
• деревянные или железные планки, в которые ширма будет продеваться;
• ткань (органза или любой другой не просвечивающий, но хорошо драпирующийся материал);
• нитки, иголка, швейная машина;
• гвозди или шурупы для крепления планки.
Инструкция:
1. На длинную планку крепим две короткие.
2. Прибиваем одну короткую к стене.
3. Обрабатываем края ткани.
4. По одному длинному краю делаем загиб чуть больше, чем ширина планки.
5. Прострачиваем его.
6. Вдеваем каркас в тканевую ширму.
Платковым куклам можно приделать ручки и добавить другие декоративные детали
Кроме того, для оформления театрального уголка можно использовать:
• рисунки детей (например, зарисовки впечатлений от увиденного на сцене);
• поделки (любимый герой сказки, выполненный из пластилина);
• красочные надписи, которые разбивают уголок на зоны (гримёрная, костюмерная и т. д.).
Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
• тренировке памяти, процессов мышления;
• выработке социально-культурных и познавательных навыков;
• речевому и физическому развитию;
• воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Работа в театральном уголке, кроме всего прочего, воспитывает в детях чувство товарищества
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
1. Название дошкольного образовательного учреждения.
2. Название группы и уголка.
3. Авторы-оформители.
4. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:
• костюмерная;
• гримёрная;
• мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
• зона для зрителей;
• книги, аудио- и видеоматериалы;
• ширма;
• шкаф для хранения кукол;
• участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
5. Наполнение каждой зоны.
6. Возраст детей.
7. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.
8. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы, а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).
Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.
Итак, театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.