Юлия Строганова
Консультация для воспитателей «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»
Ребёнок с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц. Но слова, речевые звуки, наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка, начинается процесс формирования фонематического слуха и восприятия ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы).
Развитие фонематического слуха у детей проходит индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до 2 лет. Правильно читая простые детские стихи, чистоговорки, потешки, песенки (понятные для ребенка этого возраста, мы незаметно развиваем фонематический слух ребёнка.
К 3 году жизни ребенок приобретает возможность различать на слух все звуки речи.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К 5 годам дети узнают звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В случае плохо развитого фонематического слуха дети неправильно воспринимают услышанную речь. Они путают слова близкие по звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи. В дальнейшем у таких детей возникают сложности в овладении чтением и письмом, в произношении звуков родного языка.
Таким образом, развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для ребёнка, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию
Фонематическое восприятие это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка.
Сформированное фонематическое восприятие позволит ребенку легче освоить четкое произнесение звуков и быстрее овладеть звуковым анализом и синтезом. Это умение поможет ответить на вопросы: Сколько слогов в слове? Какой звук мы слышим в начале, а какой в конце слова? Найти звук, который спрятался в середине. А значит - развитое фонематическое восприятие является одним из условий успешного овладения чтением и письмом.
Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно.
1 этап- узнавание неречевых звуков.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
3 этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
4 этап – дифференциация слогов.
5 этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
На ПЕРВОМ ЭТАПЕ работы по развитию фонематического восприятия в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных). Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, шум деревьев, гул машины и др. Помогает ребёнку определить источник звука (за окном, в соседней комнате, на верхнем этаже). Ребёнок по возможности называет их, но может и указать рукой, откуда доносился звук.
«Узнай, что звучит»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить их названия. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают и педагог снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
«Угадай по звуку»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы.
Ход игры: Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
«Где позвонили?»
Цель: учить определять направление звука.
Оборудование: колокольчик или дудочка.
Ход игры: Педагог одному ребенку завязывает глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.
«Найди картинку»
Цель: учить соотносить неречевые звуки с животными их издающими.
Оборудование: картинки с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.)
Ход игры: Педагог воспроизводит звукоподражания соответствующие показываемым картинкам. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
«Поставь по порядку»
Цель: запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Педагог показывает ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Педагог играет на каждом из них на глазах у ребенка, озвучивает: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит». Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах. Ребенок называет, что звучало.
Затем педагог играет на нескольких инструментах по очереди и предлагает разложить эти инструменты по очередности их звучания.
«Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
Оборудование: непрозрачные одинаковые баночки, наполненные различными крупами, зернами.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку послушать звучание каждой баночки, показывая и называя, какая крупа там лежит. Выставляет все коробочки на стол в один ряд.
Педагог предлагает ребенку потрясти каждую из баночек и послушать, как они гремят, и определить, какая крупа там лежит. Просит найти две одинаково звучащие баночки.
«Где хлопнули?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза, Педагог встаёт в стороне от него и тихо хлопает в ладоши. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: «Где хлопнули? – слева, спереди, сверху, справа, снизу».
На ВТОРОМ ЭТАПЕ развития фонематического восприятия дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
«Узнай по голосу»
Цель: учить дифференцировать звуки
Ход игры: Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
«В лесу»
Цель: учить дифференцировать звуки по силе произнесения.
Ход игры: Дети стоят в разных местах группы, один ребенок в центре с закрытыми глазами. Дети по очереди зовут его: «Ау». Ребенок определяет, кто его позвал, близко он или далеко.
«Три медведя»
Цель: учить дифференцировать фразы по тембру.
Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку «Три медведя», затем предлагает детям определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
— Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т. п
«Угадай, кто сказал»
Цель: учить дифференцировать фразы по тембру голоса.
Оборудование: картинки с изображениями персонажей сказки «Три медведя».
Ход игры: Педагог произносит фразы из текста сказки «Три медведя», меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку.
Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
«Назови звук» (в кругу с мячом)
Цель: учить выделять звуки, произносимые с другой интонацией, длительностью, силой.
Ход игры: Педагог называет слова, выделяя в них один звук: громче или дольше его произнося. Дети называют только этот звук.
Например: «матрррёшка», «рь»; «молллоко»- «л»; «самолёТ» - «т».
В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, педагог сам называет звук, а дети повторяют.
«Дует ветер»
Цель: учить изменять силы голоса, в зависимости от ситуации пользуясь громким или тихим голосом.
Ход игры: Педагог говорит:
Дует лёгкий летний ветерок.
Дети произносят протяжно - у-у-у (тихо-тихо)
Педагог: - Подул сильный ветер.
Дети:- У-У-У (громко)
Повторить несколько раз, следить, чтобы дети произносили звук в соответствии с определением ветра.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ формирования фонематического восприятия дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
«Какое слово отличается?»
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звуковому составу.
Ход игры: Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
«Так ли это звучит?»
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звучанию.
Оборудование: набор картинок, состоящий из пар картинок, названия которых звучат сходно. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова.
«Подбери нужное слово»
Цель: учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Ход игры: Педагог читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
«Светофорик»
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звучанию, развивать слуховое внимание, умение выбирать правильное звучание слова.
Ход игры: У ребёнка – красный и зелёный кружки. Педагог показывает ребёнку картинку и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
«Хлопни – топни»
Цель: учить детей дифференцировать слова различной звуковой структуры.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
«Какое слово не подходит?»
Цель: учить детей дифференцировать слова различной звуковой структуры.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша
«Доскажи словечко»
Цель: учить подбирать слова с определенным звуковым составом.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА!
«Звуки поменялись местами»
Цель: учить детей дифференцировать слова сходной и различной звуковой структуры.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что Незнаи ка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предлагает детям помочь ему исправить ошибки:
- Ои! - кричат вокруг хозяи ки.
В огород забрались маи ки (заи ки).
- Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки:
У нее сломались банки (санки).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимои не мерзли шапки (лапки).
Между гор издалека
Течет бурная щека (река).
Педагог спрашивает детеи, почему Незнаи ка ошибся. (Потому что слова звучат похоже.) Педагог дает детям задание произнести слова, которые звучат похоже. (Маи ка — заи ка, печка речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки, щека - река.)
«Кто-то что-то перепутал»
Цель: учить различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Ход игры: Педагог читает ребенку стишки, заменив в каком-нибудь слове один звук (или убрав его, или добавив лишний). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
На ЧЕТВЁРТОМ ЭТАПЕ детей учат различать слоги.
«Поиграй, как я»
Цель: учить правильно воспроизводить звукокомплексы, различающиеся одной фонемой
Оборудование: по большому и маленькому кружку на каждого ребенка, большой и маленький барабан.
Ход игры: У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагог показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.
«Что лишнее?»
Цель: учить дифференцировать слоги, близкие по звучанию.
Ход игры: Педагог произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Сигнальщик»
Цель: учить выделять слог, выделяющийся звучанием из слогового ряда.
Ход игры: Педагог просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
На ПЯТОМ ЭТАПЕ дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
«Кто внимательный»
Цель: учить различать гласные звуки, соотносить их с их графическим изображением.
Оборудование: картинки с изображениями положения губ при произнесении какого-либо гласного звука.
Ход игры: Педагог называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза.
«Найди нужные слова»
Цель: учить определять наличие заданного звука в словах.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры: Педагог выставляет все картинки, даёт задания.
– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?
– В каких словах есть звук “Ш”?
– Назовите слова со звуком “Ц”.
– В каких словах есть звук “Ч”?
– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?
– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.
– Назовите слова со звуком “У”.
«Поймай звук»
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: Педагог несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д.
Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
«Будь внимательным»
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: Педагог предлагают детям хлопнуть в ладоши, если в словах, которые он назовет, есть звук «С» («песенка большого насоса»).
Слова: стол, автобус, самолет, дерево, санки, стул, сосулька, шапка, слон, стакан, лиса, Буратино, Карлсон, собака.
«Чудесный мешочек»
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: Педагог предлагает детям из мешочка достать игрушки, в названии которых есть звук «Ш», и назвать их.
Набор игрушек: машина, кубик, матрешка, пирамидка, шарик, неваляшка, юла и др.
«Пчёлы»
Цель: учить различать и правильно воспроизводить мягкие и твердые звуки
Ход игры: Педагог: - Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди. Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют). Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз” (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребёнка) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз – зззз” (дети имитируют полёт и произносят звуки).
«Узнай звук»
Цель: учить определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Что общего?»
Цель: учить находить общий звук в словах.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку произнести три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, спрашивает ребенка, какой звук общий для всех этих слов.
Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце.
Например: цапля, нарцисс, молодец.
«Раз, два, три — быстрей сообрази!»
Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
• Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
• Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
• Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп.).
• Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к.
Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.
«Помоги собрать вещи»
Цель: учить различать звуки [з] – [ж]
Ход игры: Педагог рассказывает детям историю: «Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з]. а жуку со звуком [ж].
(Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок).
Задачей последнего ШЕСТОГО ЭТАПА является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
«Построй пирамидку»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги;
Оборудование: рисунок пирамиды, с нарисованными квадратами.
Ход игры: В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. Внизу – 1 - 5 квадратов, вверху количество квадратов уменьшается.
Ребенку предлагают картинки, которые он должен разделить на слоги и поместить на то кольцо пирамидки, где столько же квадратиков.
Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
«Кубик»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги;
Оборудование: игральный кубик, картинки на заданный звук.
Ход игры: Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких слогов слово придумывает ребёнок или находит картинку на заданный звук.
«Где спрятался звук?»
Цель: развитие у детей навыков звукового анализа и синтеза,
учить определять места звука в слове: начало, середина, конец слова.
Ход игры: Выстроить ряд детей из 3-х человек. Педагог показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою» (определения места звука в слове).
Игра «Цветные фишки».
Цель: развитие у детей навыков звукового анализа и синтеза;
Оборудование: красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий – для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры: Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
Игра "Сколько звуков "
Цель: развитие у детей навыков звукового анализа и синтеза слова;
Оборудование: пуговицы.
Ход игры: Педагог называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц.
«Кто первый?»
Цель: учить определять первый звук в словах.
Оборудование: картинки с изображениями предметов названия которых начинаются с ударных гласных звуков.
Ход игры: Педагог показывает картинку, название которой начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Расколдуй слово»
Цель: учить определять каждый звук в заданном слове по –порядку.
Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы.
Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.
«Назови первый звук слова»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в словах.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры: Педагог: У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
«Живые буквы»
Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с буквами, картинки.
Ход игры: Игру лучше проводить с группой детей. Педагог показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм.
Например, мак, кот, дом, мышка, столик, корова, утро, озеро, Уля и т. д.
«Выбери картинки»
Цель: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Ход игры: Педагог раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)
«Найди звук»
Цель: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.
Оборудование: ряды картинок на определенный звук.
Ход игры: Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем педагог показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные педагогом слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком
«Назови гласные»
Цель: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.
Ход игры: Педагог произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.
Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д.
Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.
При необходимости педагог помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето, затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.
«Какого звука не хватает?»
Цель: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Оборудование: предметные картинки на каждое слово.
Ход игры: Педагог подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Педагог может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.