Оксана Волошина
Консультация для воспитателей «Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок овладевает социальным опытом человеческих отношений. Это происходит не только благодаря общению со взрослым, но и благодаря игре со сверстниками. Дошкольный возраст – достаточно большой и важный период в жизни каждого ребенка.
Дошкольники обычно стремятся к самостоятельности, которая из-за возрастных особенностей им еще недоступна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К концу третьего года жизни у ребенка начинает возникать сюжетно-ролевая игра. Её появление вызвано наличием впечатлений от жизненного опыта, благодаря общению со взрослыми, наличию разных игрушек, а также, что немаловажно, стремлению ребенка быть самостоятельным и независимым.
При этом игровая деятельность дошкольника изменяется в пяти направлениях:
1. Меняется количество участников игры и взаимоотношения между ними.
2. Обогащаются игровые действия.
3. Развивается содержание сюжетно-ролевой игры.
4. Расширяется тематика игровой деятельности.
5. Меняются требования к игрушкам, с которыми ребенок играет.
Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин разработал свою концепцию: он выделил четыре этапа развития сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе, согласно Эльконину, основным содержанием игры являются действия с предметами. Ребенок осуществляет эти действия в определенной последовательности. Поведение носит сюжетный характер, в основном бытовой. На этом этапе дети еще не обозначают роли, а их действия в основном похожи друг на друга. В этот период дети с удовольствием играют вместе со взрослыми, которые стимулируют их игровую деятельность с помощью игрушки или какого-нибудь предмета, который ранее не использовался.
Второй этап развития характеризуется тем, что дети более полно и последовательно используют предметы в сюжетной игре. При этом сюжетная роль ребенка уже обозначается словом. Дети начинают объединяются в группы по два-три человека, используя в играх любимые игрушки. Сюжеты на втором этапе развития сюжетно-ролевой игры всё еще носят бытовой характер.
На следующем этапе развития сюжетно-ролевой игры, согласно Эльконину, дети, в основном, еще продолжают играть с предметами, но теперь они направляют свою игровую деятельность на установление контактов с другими участниками игры. Теперь дети перед началом игры распределят роли, выбирая по ходу игры необходимые игрушки. При этом характер игры обозначается выбранной ролью. Развиваются варианты сюжетов игр. Дети, помимо бытовых сюжетов, начинают повторять за взрослыми действия. Главным правилом игр на третьем этапе развития сюжетно-ролевой игры является соответствие действий выбранной роли.
На четвертом этапе дети начинают отображать в своих играх взаимоотношения между взрослыми. Возрастает количество разнообразных тем для игр, дети начинают включать в сюжеты игр не только взятый из жизни опыт, но и сцены из фильмов и мультфильмов. Увеличивается количество играющих. Теперь это не два-три участника, как это было на прошлых этапах, а пять-шесть. Поэтому игры начинают носить коллективный характер. Причем игроки подбираются на основе личных симпатий.
На данном этапе игры могут продолжатся длительное время, потому что дети начинают развивать сюжеты. Эльконин выделяет такие индивидуальные особенности игровой деятельности :
• Дети-«сочинители». Такие ребята создают сами сюжеты игровой деятельности, осуществляя их в фантазии или оречевляя.
• Дети-«исполнители». Используя мимику, жесты, интонацию, комментарии и оценку, такие дети хорошо обыгрывают свои роли в игре. Их можно еще назвать дети – «актеры».
• Дети-«режиссеры». Такие дети управляют игрой, следят за правильным исполнением ролей, разрешают конфликтные ситуации.
Благодаря игре в дошкольном возрасте, идет накопление жизненного и социального опыта, поэтому игра имеет огромное влияние на развитие и формирование личности ребенка.
Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимоотношениям друг с другом путем примерки на себя роли взрослого человека. Благодаря этому у детей происходит социализация и развитие самостоятельности.
Ученые и педагоги выделяют четыре самых важных условия для формирования сюжетно-ролевой игры:
1) для увеличения жизненного опыта ребенка необходимо обогащать его знания об окружающей среде;
2) для становления нового игрового поведения и способов организации игры нужно обогащать игровой опыт ребенка;
3) необходимо создать развивающую предметную среду;
4) ребенок должен активно общаться со взрослыми.
Данные условия по-разному доминируют в разных возрастах детей. Например, в старшем дошкольном возрасте главными являются обогащение игрового опыта и создание развивающей предметной среды. Но при этом остальные условия также являются важными.
В работе с детьми педагог должен активно участвовать в играх. Используя все четыре условия, взрослый поможет развивать речь и мышление ребенка. Главное при этом не только придумывать новые сюжеты, а активно участвовать, подталкивая, в нужный момент, ребенка на совершение необходимых действий и принятие правильного решения.
Со временем, чем старше становится ребенок, тем меньше он впускает в свои игры взрослого. Такая особенность игровой деятельности характерна для детей старшего дошкольного возраста. В этот период влияние взрослого на ход игры может быть лишь опосредованным, например, он предлагает новые предметы для игры или расширяя знания об окружающем мире.
Чтобы вовлечь ребенка в новый сюжет игры, взрослый может использовать такой метод, как образец игры. Но главное, чтобы при этом педагог был не учителем, а равноправным партнёром по игре.
Благодаря тому, что во время игры ребенок активизируется и становится внимательным, целесообразно использовать это и в учебной деятельности. Например, это могут быть различные дидактические игры, которые помогут сделать учебный процесс более интересным, тем самым помочь детям в большей степени усвоить учебный материал.
Учитывая то, что старшие дошкольники более самостоятельны в выборе игр, педагог всё равно должен принимать активное участие в игровой деятельности детей. Создавая новые и напоминая старые игровые сюжеты, взрослый поможет обогатить разнообразие детских игр.