Марина Садуллаева
Консультация для воспитателей и родителей «Роль театра в жизни малыша в период адаптации»
МДОУ 41
Консультация для воспитателей и родителей
Тема:
«
Роль театра в жизни малыша в период
адаптации»
Выполнила воспитатель
Садуллаева Марина Ш
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей и
неотъемле
мой частью гармоничного всестороннего развития детей
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Роль театра в жизни малыша в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
дошкольного возраста.
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами
практическими советами по
использованию театра в период адаптации
детей раннего возраста
к условиям детского сада
.
Работая на протяжении
нескольких
лет
в группе
раннего возраста
я
заметила, что театральный
центр
привлекает
особое
внимание малышей
.
М
ною было отмечено,
что
среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр»,
драматизации, сюжетами которых служат х
орошо изв
естные сказки,
потешки
, стихотворения
.
Адаптация
к детскому саду
–
очень сложный и ответственный процесс.
Я считаю, что театрализованные игры, игровые ситуации
, представления,
действия которые обыгрываются с помощью
персонажей
театра, является
универса
льным средством эмоционального взаимодействия ребёнка и
взрослого в адаптационный период.
А самое главное
–
способствуют
сни
жению стресса
, позволяют
переключить
внимание
малышей
с дружного
плача на хлопанье, топанье, подражание и
тем самым у малышей
появляются
положительные эмоции.
В период адаптации я
и
спользую
различные
персонажи
-
игруш
ки,
которые
отвлекают
детей
, помогают им расслабиться, снять напряжение,
вызывают у
детей
радость
.
Я включаю
театрализацию
в разные виды
деятельности: в режимные
м
омент
ы
, например, в воспитании КГН персонаж
-
кукла покажет, как
правильно мыть руки, пользоваться полотенцем
.
Также использую персонажи
-
игрушки, как сюрпризные моменты во
время занятий; для организации сюжетно
-
ролевых, подвижных игр
,
развлечений,
в
индивидуальной работе
.
С первых лет жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и
прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. С помощью
сказок у детей появляется
п
редставление об окружающем мире,
о
животных и птицах, о связи чел
овека с
природой, о добре и зле
(главную
роль выполняет мама, а в саду продолжает эту работу воспитатель)
.
У нас в группе создан
театральный
центр
, где имеются различные
виды
театров
.
Знакомство с театром я начинаю с
театра игрушек
.
Самый простой и
доступный теа
тр. Особенно эффективен в использовании с детьми до 3
-
х
лет.
Создать его очень легко.
Нужно подобрать
резиновые
игрушки
, о
ни
должны быть приблизител
ьно одного размера,
чтобы мышка не была выше
кошки. Затем
придумать сюжет или подобрать сказку
.
Например:
1.
И
грушечная собачка «учит детей умываться»
-
взрослый от имени собачки
общается с малышом, приговаривая:
Водичка,
водичка,
умой
мое
личико
Чтобы
глазки
блестели
Чтобы
ушки
слушали
Чтобы
зубки
кушали.
2. Кош
ка пришла в гости, знакомится с ребёнком. В этом с
лучае малыш
учится правилам поведения. Он здоровается с гостьей, проговаривает своё
имя.
Настольный
театр
помогает учить координировать движения рук и
глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои
эмоции
посредством
мимики
и
речи
. Он прост и д
оступен, не требует
определённых умений,
дети сами действуют с игрушками
-
персонажами,
охотно перевоплоща
ются в действующих персонажей (с
обака Жучка, кошка,
мышка и т. д.
)
, пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя
интонацию, повторяют запомнивш
иеся фразы.
Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу
с детьми, знакомлю
детей
с разнообразными видами
театров
,
разыгрывая
небольшие представления.
Театр
матрешки
-
дети разыгрывают знакомые
сказки при помощи
матрешек
-
персонажей
.
Фигурки могут быть использованы в качестве
настольного театра.
Театр
рукавичек
: надев на руку рукавичку
-
персонаж ребёнок пытается
словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать
ему настроение, характер.
Театр
картинок
:
фланелеграф п
редназначен специально для того, чтобы
дети
не
только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень
любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими,
действующими, они получать еще большее удовольствие
.
Затем дети учатся
выкладывать картинки
сами
и
проговаривать слова
и фразы за
воспитателем.
Театр кукол би
-
ба
-
бо
-
это
театр, куклы которого надеваются на три полных
пальца руки
–
вроде перчатки.
Самая простая кукла состоит из тельца
рубашки, головки и ручек. Тельце
-
р
убашка кроится из материи по руке
кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева
,
пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье
-
маше. А можно
использовать старые куклы или резиновые игрушки. Если взять голову
резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила
рука ребёнка, то кукла оживёт, и её можно будет исп
ользовать в
театральных представлениях.
Можно использовать готовые куклы.
Например: я
рассказывала
сказку
«Колобок
»
и
показывала это на ширме,
добавляя при этом свою импровизацию. Впоследствии эти куклы
-
перчатки
стали пользоваться огромной популярностью
у детей.
Кукольный театр
позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, ведь
каждая сказка имеет нравственную направленность.
Из опыта работы мне хотелось
отметить, что из всех видов театра
дети
больше всего интересуются
пальчиковым т
еатром
Пальчиковый театр любим
всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в
тренировки игры вроде «
Сорока
-
ворона» и «Коза рогата».
Пальчиковый театр
-
это
набор фигурок
-
персонажей.
Это могут быть
просто отдельные куколки, животные, какие
-
то предметы для инсценировки
сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных
сказок.
Мною собран разнообразный пальч
иковый театр
-
вязанные фигурки,
из ткани, резиновые.
Ребенок может одеть любого персонажа себе на
пальчик, и поиграть. Но без подсказки взрослого это не реально, моя задача,
как воспитателя, показать и научить пользоваться таким видом театра.
Пальчиковы
й театр
–
это еще уникальная возможность расположить сказку
на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Свою работу в этом направлении я строю следующим образом. Сначала я
знакомлю детей с фигурками животных,
разыгрывая с ним
и небольшие
сценки, стихотворения и потешки.
Вместе с ребятами мы обыгрывали
потешки («Кисонька
-
мурысонька
»
)
, произведения А. Барто («Зайка»,
имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь,
волк и других животных)
.
Постепенно я
на
чинаю знакомить детей со
сказками. Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала
знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания
пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней,
старательно отвечают на пост
авленные вопросы по содержанию, разучивают
движения кукол.
Де
ти учатся прямо держать палец, затем
начинают
действовать с
куклами
.
Здесь
важно показать малышам простейшие
упражнения с
куклами
: наклон
-
здороваются, приподнять
-
опустить
-
куколка пляшет, п
окачать из стороны в сторону
-
куколка сердится и т. д.
Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией,
эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих
детей
можно
подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесен
ие
гласных звуков, например, Маша потерялась,
кричит
«Ау
,
ау
,
ау»
,
как
кричит
Маша
:
«Ау
,
ау
,
ау»
, дедушка вытянул репку и
удивился
:
«
У
-
у
-
у
»,
как
удивился
дед
«У
-
у
-
у»,
«У
-
у
-
у».
Важно стимулировать желание ребенка
договаривать за воспитателем слова и фраз
ы. Потом уже сами в свободное
время
дети играют в театр
самостоятельно
,
без помощи воспитателя
.
Театр масок
Изготавливаются маски
–
шапочки по размерам головы
исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне
персонажи,
распечатанные
маски
которые крепятся резинкой вокруг головы с
помощью которы
х можно обыграть сценки, сказки
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.
В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Уважаемые родители :
Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.
Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте.
Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов.
Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.
Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям,
Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д.
Закрепите в беседе правила поведения в театре.
В целом, т
еатр может стать
вашим
другом в воспитательном процессе.
Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще
отделить хорошее от плохого,
так как знакомый сюжет сочетается с живой
речью, с нужными оттенками голоса.
Т
еатр
-
это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а,
играя, познает окружающий мир
.
Желаю вам творческого вдохновения!
Список используемой
литературы
1
. Акулова О.
Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.
-
No4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.
-
М., 2003.
3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт
-
Петербург,. 2002.
4. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованно
й
деятельности //Ребенок в детском саду.
–
2001.
-
No2.
5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп.,
2005.
-
No4.
6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк. восп.
–
1999.
-
No11.
7. Маханева М. Д. Театрализованные заняти
я в детском саду.
-
М. : Сфера,
2001.
8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе
театрализованных игр // Дошкольное воспитание.
–
1989.
-
No1.
9. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду.
–
М., 2000.