Елена Максимова
Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранения его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Публикация «Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений» размещена в разделах
В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. Если при традиционной системе образования педагог – основной источник знаний для воспитанника, то в новых условиях выступает в роли организатора совместной и самостоятельной активной познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Личностно – ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков.
Чтобы работа по всем направлениям была целенаправленной и результативной, нужно определить содержание знаний, умений и навыков с учётом индивидуального развития ребёнка, их возможностями и потребностями. А это, в свою, очередь диктует необходимость определения уровня сформированности знаний детей, т. е. необходимость диагностики.
Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программ», указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, и др.) и высокоформализованных (тесты, аппаратные методы и др. методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».
Ведущее место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение. Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого – либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявления развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
При проведении наблюдения происходит сравнения проявлений конкретного ребенка и нормы развития, отраженные в образовательных программах, при этом воспитатель соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога – коррекционно-развивающая. Диагностика рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка.
Таким образом, изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений не нарушает требований ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестацией и итоговой аттестации обучающихся»