Ольга Уварова
Консультация для воспитателей и родителей «День, прожитый в рифму»
▼ Скачать + Заказать документы
День, прожитый в рифму
Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз, то вместе со взрослым тянет гласные звуки и произносит доступные ему слоги. Многие из нас, закончив школу, забывают когда-то любимые стихи, но став папами и мамами, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные строки А. Барто «Мишка косолапый…». И, укладывая сына спать, напевают ему гениально простое: «Баю-баюшки-баю».
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „День, прожитый в рифму“» размещена в разделах
Поэзия души – это значит, что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребенку услышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевности – основные качества стихов для детей. Малыш растет – и вот он уже способен понять стихи сложные, даже витиеватые. Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться.
Материнский фольклор или поэзия пестования рассматривается исследователями как средство народной педагогики. К материнскому фольклору традиционно относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Эти жанры бытуют и в современной городской среде. Воспитатели младших и ясельных групп в детских садах, мамы и бабушки охотно используют короткие песенки, стихи – народные и авторские – для того, чтобы развлечь ребенка, отвлечь от нежелательных действий, от предметов, которые ему нельзя трогать, или, наоборот, привлечь его внимание к какому-нибудь явлению. Взрослые часто сопровождают совместные с ребенком действия пением песенок или чтением стихов. Во многих семьях пользуются детскими книжками – своеобразными «сборниками» песенок и потешек – читают детям фольклорные произведения, рассматривают иллюстрации. Многие произведения поэзии пестования носят диалогический характер, т. е. построены как диалог, обмен репликами:
- Курочка-рябушечка, куда ты ходила?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем ты ходила?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
- Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи!
Следует обратить внимание на то, что диалог этот имеет вопросно-ответную структуру: вопрос-ответ, вопрос-ответ… Принимая во внимание эту особенность, можно использовать произведения поэзии пестования как средство, способствующее речевому развитию ребенка.
Совершенно очевидно, что материнский фольклор является средством пополнения словаря ребенка: много слов попадает в лексикон детей из детских песенок и стихов.
Следует отметить еще одну особенность фольклорных произведений, которая позволяет исполнять их вместе с детьми, не владеющими активной речью. Речь идет о потешках, слушая которые ребенок должен, не употребляя слов, выполнить какое-нибудь движение, действие. Например, даже совсем маленькие дети, дети в возрасте до года могут научиться махать ручками, класть их на голову, когда ему читают всем известную потешку «Ладушки» : - Полетели, полетели, на головку сели.
Самым маленьким можно читать потешки, в тексте которых есть звукоизобразительные слова, нетрудные для произнесения (содержащие звуки раннего усвоения).
Наша утя луговая,
Наша утя молодая
Ночевала под кустом,
Под малиновым листом.
Утром гуси приходили:
- Га-га-га! –
Нашу утю разбудили,
Да-да-да!
В работе с детьми постарше чтение потешек можно использовать как упражнения, которые развивают подвижность артикуляторного аппарата.
Наши уточки с утра –
_Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
- Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
- Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
- Грру-грру-у-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
- Кко-кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет:
- Ку-ка-ре-ку!
Или:
Бегут, бегут со двора
Гулять, гулять во луга:
Курка-гарабурка-каки-таки,
Утка поплавутка-браки-краки,
Гусь-водомусь-гаги-ваги,
Индюк-хрипиндюк-шурлы-бурды,
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи,
Коза-дерибоза-меке-беке,
Баран-крутороган-чики-брики,
Корова-комола-тпруки-муки,
Конь-брыконь-иги-виги.
Эта потешка трудна для воспроизведения, однако она привлекает внимание детей, т. к. она дает возможность «поиграть» звуками.
Заучивание стихотворений тренирует память ребенка, расширяет кругозор, развивает речь, способствует более легкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счет, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворным строк способствуют их быстрому запоминанию, так как ребенок может сопровождать текст движением (постукивание носком ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, о чем говорится в тексте).
Движение, слово, картина – все это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что поможет ребенку воспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он несет в себе.
Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:
«Красный свет зажегся – стой! Путь закрыт перед тобой.
Желтый свет зажегся – жди! На зеленый свет – иди!»
Стихотворные тексты легко запоминаются и взрослым и детям. Они помогают привлечь внимание, организовать, дисциплинировать ребенка. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входе в помещение. Подходите к коврику, произнесите первую строку:
«Видишь коврик у порога?»
И дети дружно подхватывают:
«Он постелен неспроста:
Вытирай почище ноги –
Будет в группе чистота!»
И пойдут по коврику ритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, без принуждения, вспоминают текст и машинально сопровождают стих нужными движениями. А когда ребенок действует не по принуждению, самостоятельно, то результат получается лучше. Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьезным делом, например с умыванием. Зашли в туалетную комнату, с тоской смотрят на краны. Неохота… давайте вспомним веселые стихи Эммы Мошковской:
«Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка…
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь смывайся! Грязь сдавайся!»
Попробуем прожить один день в детском саду со стихами, потешками, приговорками – день в рифму.
Утро. Мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой. Подхожу и ласково говорю:
Митенька, Дмитрий, слезыньки вытри.
Расти большой, да не будь лапшой. (Э. Котляр)
И вот он уже улыбнулся сквозь слезы, протянул ладошку. Наташа идет и за маму прячется. Опять выручает Эмиль Котляр:
Наша-то Наташа-то совсем не то, что ваша-то!
Ваша-то – крикунья, наша-то певунья.
Наша – рукодельница, а у вас – бездельница!
Наташа от удивления открыла голубые глаза и забыла про слезы. Ну вот, вроде бы все собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню и хором просим:
Водичка, водичка! Умой наше личико,
Чтоб глазки блестели, чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Чистая водичка моет Тане личико,
Ванечке ладошки и пальчики Антошке.
Мылом мыла ушки,
Мылом мыла ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки.
Слава любит чисто мыться.
Он водицы не боится.
Как закончит умываться,
Будет сухо вытираться.
Не жалела Таня мыла,
Мылом терла куклу Зину.
Зина, больше не шали,
Свое платье не грязни.
Чтобы чисто мыть ладошки,
Мы помылим их немножко.
И вот так, и вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие.
Ах ты девочка чумазая,
Где ты носик так измазала.
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Чище мойся – воды не бойся.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Вот так, вот так.
Мы умеем сами мыться.
Мама взяла мыло,
Лицо дочурке помыла,
Теперь нос чистый и
Подбородок чистый.
И глаза блестят,
Весело глядят.
Завтрак. Многие унылым взглядом окидывают кашу. Надо им помочь: «Дети, вы знаете, кто нам кашу сегодня варил? (повар) А вот и нет! Это сорока!» Удивленные глаза, смеющиеся глаза, непонимающие глаза… а ну-ка, приготовили ладошку и пальчик. И большинство сразу со мной начинают потешку, а остальные потом присоединяются:
Сорока, сорока! Где была? Далеко.
Кашу варила, деток кормила.
На порог скакала, всех угощала:
Ванечке дала, Танечке дала…
Перечисляем всех детей, чтобы не было обидно.
Не обижайте сорочьего труда.
Кашку до донышка
Съедайте всегда!
Ну кто же обидит труженицу сороку!
Дежурство по природе:
Вот растет бегония –
Пышная красавица.
Красотой своей она
Во всем мире славится.
Раным-рано поутру лейку новую беру.
Мне воды не жалко. Пей, моя фиалка.
Катя леечку взяла, все цветочки полила.
Пусть попьют водички цветочки-невилички.
Мягкой тряпочкой листочки протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает, поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила землю всю в горшочках,
Катя – умница большая, маленькая дочка.
Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи, песенки, потешки – все идет в ход.
Начать занятие можно со слов:
Встань, как только солнце встанет (руки поднимаем вверх)
И тихонечко к окошку руку-луч к тебе протянет (руки вперед)
Ты подставь свою ладошку,
Пусть все-все тебя увидят
И умытым, и обутым (показываем лицо, ноги,
Все прибрав, мы улыбнемся,
Скажем дружно: “С добрым утром!”
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Я вас всех приветствую!
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Я проснулась!
Как живешь? Вот так! – показывают большой палец.
А плывешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
В даль глядишь? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
Рисование можно начать с такого стихотворения:
Речка красная, речка синяя, и зеленая, и красивая …
Может радуга опустилась, разноцветной рекой притворилась.
Но встретились ребятишки, рассмеялись девчонки, мальчишки:
Это краски рекой побежали, для того, чтобы мы рисовали! (Т. Хитрова)
Конструирование. Надо построить дом. Пожалуйста!
Мы строим дом, мы строим дом.
Смотрите: стены, окна, крыша…
Пусть все вокруг об этом слышат.
Мы строим дом, он будет нужным.
Смотрите, вот крыльцо и двери.
Мы строим дом, он будет дружным!
Мы в это очень, очень верим. (Т. Хитрова)
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю игрушки.
На своих занятиях художественное слово я использую ежедневно, стараюсь вставлять худ. слово не только на фронтальных занятиях, но и в индивидуальной работе с ребенком. Это раскрепощает детей, повышает эмоциональный фон, а следовательно и эффективность занятий.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Что будет всем понятно
На занятии по ознакомлению детей с предлогами:
Заяц спрятался за пень и сидит трусливо.
Уши из-за пня торчат и дрожат пугливо.
Под шкафом сидел мышонок, грыз арбуза корку.
Испугался он котенка, из-под шкафа шмыгнул в норку.
На столе стояла лампа. Вова мячиком играл.
Со стола упала лампа, мимо мячик пролетал.
На коньках скользит сестра зимним утром ранним,
А под корочкою льда рыбки плавают всегда.
Огоньки на елочке весело горят,
Приглашая в хоровод маленьких ребят.
Над цветками бабочки кружат хоровод.
Под землею червячки роют свой проход.
Бабочка вспорхнула, села на цветок.
Под сосною вырос маленький грибок.
На стене висит картина, на диване кот сопит.
Спать ему ты не мешай, сам скорее засыпай.
Поскорее просыпайся, утром в садик собирайся.
Ведь на вешалке пальто ждет, когда наденет кто.
От лисы бежит зайчонок, на пути стоит пенек.
Через пень он прыгнул ловко, не страшна ему плутовка.
Солнце вышло из-за тучи, снег растаял на полях.
На проталинку весною возвратился черный грач.
После трудных занятий, перед прогулкой полезен детям аутотренинг “Волшебный сон”. Вы не заснете по настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза. Слушайте и повторяйте мои слова (тихим голосом с паузой) Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко. ровно…глубоко Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, Засыпают
Отдыхают, Засыпают
Дышится легко…ровно…глубоко… Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются
Все чудесно расслабляются
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (Пауза) Нам понятно, что такое состояние покоя,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело
И расслаблено все тело
Греет солнышко сейчас -
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко все греет -
Ноги - то у нас теплеют…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
И пойдем сейчас на прогулку,
Свежим воздухом дышать.
Прогулка. Идем в раздевалку: Что оденем сначала? Ножки. Надеваем штанишки и сапожки. Что оденем мы потом? Руки. А на них наденем кофты и куртки. А последней, а последней, Знаем мы, как дважды два, Одевается, конечно, на прогулку голова! (Т. Хитрова) На улице дождик… ну и что ж! можно поиграть в беседке. Идем и храбро кричим дождику:
Лейся, лейся, дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости! (В. Левин)
Но вот дождик прошел, а во двор вышел кот, лег у изгороди.
Для чего коту усы?
Ну, конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котенку нос?
Нюхать, где же пес Барбос?
Для чего глаза коту?
Видеть днем и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всем и про все.
Вот так голова у кота!
Поважнее ног и хвоста! (Т. Хитрова)
Собираемся в группу. У кого-то руки в песке, у кого-то одежда. Ну-ка, приготовились:
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Постучим немножко ножкой об ножку.
Посмотрели, отряхнулись и друг другу улыбнулись! (Т. Хитрова)
Заходим в группу. Кто-то упал, кого-то толкнул – вот и подрались. Вспоминаем стихи:
Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если очень петушиться, можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться, нечем будет петушиться! (В. Берестов)
Поиграли, надо убирать игрушки.
Ну теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни:
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Расшумелись в группе.
Наши мыши ваших тише:
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши –
Не пускайте ваших к нам.
В течение дня, особенно тогда, когда непогода и нельзя гулять, можно провести Релаксационное упражнение “Веселый торт”. Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети “угощают” испеченным тортом гостей.
Поели, поспали, и домой захотели. В ожидании родителей можно поиграть, а можно и потрудиться.
Дети, смотрите! Заболела эта книжка:
Изорвал ее мальчишка, я больную пожалею: я возьму ее и склею! (Б. Заходер)
Вот и окончился день. День, прожитый в рифму.