МААМ-картинки

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок»

Алена Балыкова
Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка – одно из самых естественных средств воздействия на детей. Как дидактический материал они обладают следующими чертами:

1. Особой формой построения повествования (поэтичность, зарифмованность, повторы)

2. Сюжетностью

3. Изображением событий, не возможных в обыденной жизни (установка на вымысел).

4. Развлекательностью

5. Поучительностью, содержанием нравственного аспекта

6. Образностью и эмоциональностью

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Дидактический потенциал сказок“» размещена в разделах

Я использую сказочный потенциал в работе с детьми с первых дней моего появления в сфере образования. И самый главный плюс сказочного обучения, на мой взгляд, в том, что у воспитанников это не вызывает каких-либо протестных реакций. Дети с радостью и воодушевлением следуют за педагогом по заранее намеченному пути, не замечая как усваивают нормы, правила или даже новые знания. Для воспитателя же здесь самая большая сложность возникает при необходимости корректировать сложившуюся образовательную ситуацию для ее соответствия поставленным изначально задачам.

Рассмотрим виды совместной деятельности педагога с детьми с использованием работы со сказками.

1. Чтение сказок

Для достижения положительного эффекта достаточно простого чтения сказок. С одной стороны, это обусловлено самой манерой сказочного изложения, обилием в тексте художественных средств выразительности, а с другой - особенностями громкости, тембра голоса и темпа речи.

В качестве яркого примера этого типа работы можно привести медитативные сказки, которые помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после напряженной работы, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Послушайте отрывок медитативной сказки :

«В мире есть уголки, посмотрев на которые, сердце человека наполняется радостью, восторгом и благоговением. «Как прекрасно!» - думает оно. Именно таким местом была маленькая полянка, скрытая от любопытных глаз человека в глубине лесов. Небольшая, почти круглая полянка, была покрыта сочной зеленой травой, покачивающейся от легкого ласкающего дуновения ветерка. Маленькая, еще совсем молодая березка, листики которой колыхались, словно тихонько переговариваясь, росла там. Капли росы, блестевшие на каждой травинке, каждом листочке, переливались, все вместе создавая невероятной красоты мерцание, озаряющее всю полянку. Шепот листвы, блеск капелек воды, делали поляну волшебной. «Как прекрасно!» - думала пролетавшая над полянкой птица, - Как прекрасно! – вторили ей листики березы». «Как прекрасно! – подумал маленький одуванчик, раскрывший свои лепестки и первый раз оглядев полянку. Он еще долго восхищался приютившей его полянкой и все повторял в унисон с березой «Как прекрасно!», чувствуя как легко и ласково касается его ветерок, как скатывается с его листиков капельки воды, принося с собой прохладу; он слушал песни весенних птиц, наблюдал за грациозным полетом ярких бабочек».

Ну согласитесь, слушать подобный текст по меньшей мере приятно.

Варьируя при чтении громкость, темп, тембр и эмоциональность речи можно достигать различных задач. В целом, слушание сказок ребенком оказывает положительное влияние на развитие его правого полушария, память, внимание и речь.

2. Анализ сказки

Самое банальное проявление анализа - это ответы на вопросы по сюжету прочитанного текста.

Немного сложнее - вопросы о смысле сказки, о поведении героев, их чертах характера или мотивов поведения.

Самое сложное - поиск и постановка проблемной ситуации с ее последующим анализом.

Рассмотрим вышесказанное на примере сказки "Волк и семеро козлят". Сначала используем простые вопросы к тексту. Например, почему козлята остались дома одни? Где спрятался козленок? Далее можно переходить к анализу персонажей сказки и мотивов их поведения. Какой был волк? Зачем коза предложила волку прыгать через костер?

Пример самой простой проблемной ситуации для детей: козлята дома одни, к ним в дверь стучится мама, но козлятки знают, что еще рано для ее возвращения. Что им нужно делать в такой ситуации?

3. Рисование сказки

Здесь тоже есть несколько вариантов работы. Во-первых, можно организовать рисование по мотивам сказки. Такое рисование может быть как свободным, так и на заданную заранее тему. Например, после прочтения сказки "Заюшкина избушка" ребенка спрашивают, что ему хочется сейчас нарисовать, и дают карандаши. Или прямой задачей: "Нарисуй зайчика, которого обидела лиса".

Хорошо использовать данный способ работы для отработки эмоций.

Во-вторых, это рисование иллюстраций к сказке. Этот способ не только развивает воображение и художественные навыки малыша, но и включает элементы левополушарной деятельности (анализ произведения, память, внимание).

В-третьих, дорисовывание сказки. Можно использовать иллюстрацию сказки с отсутствующими значимыми элементами. Используется, прежде всего, для развития памяти и внимания. Важное требование здесь - момент из сказки должен быть хорошо узнаваем.

Также можно дорисовывать конец или продолжение сказки. Это неплохо развивает воображение детей.

В-четвертых, можно использовать сказку для обучения детей рисованию конкретных объектов. Вспомним всем известное «точка, точка, запятая». Детей особенно радует, когда конечный рисунок оказывается далек от повествования, его сопровождающего. Неплохо использовать данный прием для сюрпризных моментов, мотивации или постановки целей.

4. Рассказывание сказки

Оно может быть совместным, индивидуальным или последовательным (по цепочке). В первом случае пересказ ведется взрослым, а ребенку дается возможность дополнять текст. Например, захотел медведь съесть пирожок, а Машенька и говорит… При индивидуальном пересказе рассказ ведет сам ребенок, при пересказе по цепочке - последовательно детьми друг за другом. Можно рассматривать эти способы как этапы обучения детей пересказу. Рассказ можно вести как от третьего лица, так и попросить ребёнка рассказать сказку от первого лица (расскажи сказку, как будто ты сам был колобком). В этом случае возможен пересказ по ролям. Что уже во многом похоже на обыгрывание сказки.

При рассказывании сказок происходит активное развитие памяти, внимания, мышления и активной речи детей.

5. Обыгрывание сказок

Это может быть как обыгрывание отдельных элементов сказок, например, покажи мне дразнилку Буратино, так и разыгрывание всего сюжета. Причем театрализация может производиться с помощью всевозможных видов театра самим педагогом или совместно с детьми. А могут в качестве актеров быть задействованы сами дети. В этом случае постановка может быть спланирована близко к тексту, где детям дается время на подготовку декораций и костюмов, или же при минимальной подготовке, где педагог рассказывает сказку, а дети молча ее показывают разнообразными движениями (пантомима).

6. Сочинение сказок

Я очень люблю придумывать с детьми новые сказки. Порой получается такое хитросплетение сюжета, что впору вызывать Шерлока Холмса!

Начинать сочинение сказок с детьми лучше с предложения продолжить сказку с прерванного места. Сказку для этого, разумеется, нужно брать незнакомую для ребенка. Когда ребенок довольно легко сможет завершать повествование незнакомой ему сказки, можно приступать к следующему способу. Для этого нужно уже известные ребенку сюжеты поставить в новые условия. Например, в сказку о Красной Шапочке вместо волка добавить Бабу Ягу.

Предыдущим к самостоятельному придумыванию сказки этапом является сочинение при ведении повествования взрослым. Иначе говоря, канву придумывает взрослый, и он же следит за построением сюжета, наполнением которого занимаются дети. Например, В одной далекой стране жили … (кто) и вот однажды … (случилось что)

Как правило, дети поначалу с опаской предлагают свои варианты, которые не отличаются оригинальностью: чаще всего используются знакомые клише. Задача взрослого в этом случае уводить повествование в сторону от знакомых сюжетов. Если же дети по-настоящему увлекутся, остановить поток их фантазии будет непросто. Попробуйте, и вам обязательно понравится!

А насколько активно используете сказочный потенциал Вы?

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте» Содержание: 1. Теоретическая часть Природа и структура агрессии 2. Практическая часть Игры и упражнения Ролевая гимнастика Этюды и игры.

Консультация для родителей и воспитателей «Игровые упражнения для профилактики плоскостопия» Гимнастика для стоп - профилактика плоскостопия Стопы, благодаря своему универсальному строение и возложенным на них функциям, оказывают.

Консультация для родителей «Познавательный потенциал дидактической игры» Огромная роль в развитии познавательного потенциала и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра не только.

Консультация для родителей «Влияние сказок на развитие речи дошкольников» Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь.

Консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей в ДОУ». Адаптация детей в ДОУ. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым,.

Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального.

Консультация для воспитателей и родителей «Рисование в жизни каждого ребёнка»Консультация для воспитателей и родителей «Рисование в жизни каждого ребёнка» Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет детям отображать.

Консультация для воспитателей и родителей «Как учить стихи с ребёнком» СТИХИ, ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль воспитателя и родителей в экологическом воспитании дошкольников» Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Мастер-класс для родителей и воспитателей «Развиваем творческий потенциал детей» Применение методов ТРИЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №86 «Айболит» г. Брянска Конспект мастер-класса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок»
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 15:26
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Балыкова (УИ 477121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД