Получи документы

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Игровая методика обучения детей пению»

Елена Тесля
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Игровая методика обучения детей пению»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый человек при рождении получает уникальный дар- ГОЛОС. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько:

1) Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорождённого. В первые годы ребёнок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

Публикация «Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей „Игровая методика обучения детей пению“» размещена в разделах

2) Следующая функция голоса - это инструмент общения человека с окружающим миром. В нё м проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика. Можно сказать, что голос- это «озвученная душа». А звучать он может по-разному: задорно, робко, раздражённо, грустно, восторженно, величаво и т. д. Часто голос выдаёт то, о чём думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос выражает антипатию или даже ненависть. Тембр придаёт голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы всегда сразу узнаём по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д. Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отражённого в нём душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.

3) И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он ещё способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение. Приводит человека к состоянию покоя и радости.

Однако, пение, музыкальное интонирование, - явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов:

• наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся от родителей (у большинства детей они, как правило, очень скромны в своих проявлениях)

• окружающая музыкально- певческая среда, в которой живут традиции семейного пения (к сожалению, не во всех семьях она благоприятна и оказывает позитивное влияние на развитие ребёнка). Ежедневное звучание в группе попевок, колыбельных, пестушек, прибауток, хороводов приносит ребёнку неоценимую пользу для формирования его памяти, слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения.

• в-третьих, сам процесс обучения пению, который включает в себя целенаправленное и планомерное формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса.

Естественно, что заниматься работой по развитию певческого голоса детей может, да и имеет право, только специально обученный методике человек - музыкальный руководитель. Но это не значит, что роль воспитателя в процессе обучения пению должна сводиться лишь к разучиванию текстов предложенных песен. Воспитатель может и должен помогать музыкальному руководителю более качественно и планомерно осуществлять этот процесс.

? Давайте подумаем сейчас, какие музыкальные способности и проявления других способностей необходимы ребёнку для успешного овладения певческой деятельностью? (раздать листочки для ответов двум группам) :

музыкальный слух (звуковысотный, ладотональный, ритмический, гармонический, тембровый, динамический);

• чувство ритма;

• подвижные органы артикуляционного аппарата;

• дикция;

• эмоциональная отзывчивость на музыку, интонационная выразительность.

? Развитие каких же из них доступно вам, воспитателям? Да практически всех! У вас бывают моменты в течение дня, когда необходимо чем- то занять детей. А занять детей всегда приятнее и полезнее чем- то развивающим и познавательным.

Качественному пению всегда предшествует этап речевой, т. к. у музыки и речи одна первооснова - интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребёнок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности : динамику, темп, интонацию, ритм.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умению изменять силу и высоту голоса, правильному произношению звуков и их сочетаний, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует развитию умения выражать свои эмоции разной интонацией голоса. Речевой этап сначала предшествует, а затем идёт параллельно певческому этапу.

Основные виды деятельности

• артикуляционная гимнастика;

• игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

• развивающие игры с голосом;

• речевые игры и упражнения;

Их общая цель- легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

Артикуляционная гимнастика – (предложить воспитателям сочинить сказку про путешествие язычка)

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное, вдох равен выдоху. Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие позволяет более эффективно проводить эту работу.

Цикл речевого и певческого дыхания состоит их трё х основных элементов:

• вдох короткий, но спокойный

• задержка дыхания

• выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. (правильное дыхание способствует полной вентиляции лёгких, более интенсивному кровообращению всех органов и систем организма, массажу брюшной полости, отчасти компенсирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни)

По возможности, игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, неритмичного дыхания ( упражнения: «деревья качаются», «ветки деревьев»).

На следующем этапе начинаем работать над элементами правильного дыхания (превращаемся в ветер и рисуем без звука разные образы ветра- порывы, сильный и холодный, тёплый и ласковый, еле заметный и спокойный; надуваем воздушные шарики, задуваем свечи на торте.

Затем удлиняем выдох на закрытых экономных звуках (сердится кошка, играет ветер с листвой, спустило колесо).

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного «У». Здесь помогут образы самолёта и поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту (регистры); удалять и приближать движение поезда и самолёта, изменяя громкость звучания.

Далее тренируем выдох более открытых гласных «О» и «А» - «Встреча язычка с жителями удивительной страны»

Развивающие игры с голосом.

Игры с голосом- это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач, голосам животных, голосам неживой природы (тикать, капать и т. п.)

Звукоподражания очень выразительны. Эти игры помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. У детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Использование этих игр даё т возможность:

• почувствовать и услышать свой голос, поиграть с ним;

• выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;

• расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

• развивать интонационный и фонематический слух;

• готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

ИГРЫ: «Кошка», «Самолёт».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения

Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки.

Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т. к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию:

• чувства ритма;

• темпа, тембра, интонационной выразительности;

• раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;

• формируют естественное звучание голоса;

Начинаем игры и упражнения с использованием самых близких ритмов (имён детей, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки и т. д.)

Например: Речевая игра «ИМЕНА»

• каждый друг за другом называет своё имя;

• называет имя, проговаривая чётко каждый слог;

• называет имя, отмечая каждый слог хлопками;

• называет имя, шлёпая по коленям на каждый слог;

• называет имя с закрытыми глазами;

• называет имя шёпотом, тихо, громко, в высоком и низком регистре, медленно или быстро и т. д.

• называют своё имя одновременно (громко и тихо, дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.

Народные тексты очень удачны для произношения, они мелодичны, ритмичны, легко запоминаются.

Например: «Дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей»

• громко, тихо;

• высоко-низко;

• быстро- медленно;

• ускоряя- замедляя;

или две группы играют в «эхо»

• первая- громко, вторая- тихо;

• первая- говорит и хлопает, вторая- говорит и шлёпает;

• первая- только говорит, вторая- только шлёпает;

• первая и вторая по очереди в звучащих жестах без сопровождения речью.

Например: «Имена» пением) – имя каждого ребёнка на одном звуке, с постепенным повышением на полтона, по терции, по трезвучию сверху вниз и снизу вверх.

Например: «Живые нотки» - дети встают в шеренгу- 8 человек- каждый поёт свою ноту в звукоряде, сначала по порядку с постепенным усложнением и пением вразброс. Можно использовать только при хорошо развитом гармоническом и ладотональном слухе.

Дикционные игры и упражнения

Для поддержания интереса использовать разные варианты произношения скороговорок (высоко- низко, быстро-медленно, ускоряя- замедляя, с разной интонацией и т. д.)

Задание воспитателям : придумать вариант произношения скороговорки «Варвара варила, варила, да не выварила»

P. S. Пение зависит не только от работы голосовых связок, но и от взаимодействия- координации всего певческого аппарата: артикуляции, дыхания и т. д. Все певческие навыки тесно связаны между собой. Процесс формирования и развития их, как правило, идёт одновременно, и в этом заключается основная трудность обучения детей пению. Используя практический материал речевого этапа, мы имеем возможность более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает воспитание певческих навыков.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Игровая методика обучения детей пению»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 05:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Игровая методика обучения детей пению»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тесля в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД