Раиса Маркс
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Методы определения психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для изучения и выявления уровня психического развития и свойств личности у детей используются различные экспериментальные психологические методики. Основная цель обследования — установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка. При этом важно учитывать, что на каждом онтогенетическом этапе развития удельный вес тех или иных психических качеств ребенка зависит от уровня физического развития, социальных условий, воспитания и обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей групп раннего возраста „Методы определения психического развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кроме того, при проведении диагностики психического развития дошкольников следует обратить внимание на цикличность настроения и поведения детей, которая была выявлена американскими психологами :
Возраст (в годах) Характеристика ребенка
2; 5; 10 - Спокойный, дружелюбный
2,5; 5.5; 6; 11 .- Неровный, очень беспокойный
3; 6,5; 12 - Спокойный, уравновешенный
3,5; 7; 13 - Беспокойный, раздражительный
4; S; 14 - Энергичный, «завоевательный»
4,5; 9; 15 - Замкнутый, неврастеничный
Психологи советуют воспитателю :
— не впадать в панику, когда ребенок строптив;
— не пытаться переделывать психику ребенка;
— распознать, понять, принять ребенка таким, какой он есть.
Диагностика психического развития ребенка особенно сложна в первые три года, когда об уровне его развития можно судить преимущественно по сенсомоторным реакциям, а речевое общение еще ограничено. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя; сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь.
Результаты обследования позволяют вычислить коэффициент психического развития (КР) детей до 1 года, определяемый по формуле
КР = ВПР х 100 / КВ,
где: ВПР — возраст психического развития в неделях, определяемый
по четырем исходным факторам (приложение 3);
KB — календарный возраст в неделях от рождения до даты обследования.
Полученный коэффициент психического развития можно сравнить с нормативными данными.
Коэффициент психического развития детей до 1 года
Высокое развитие 109 — 133
Нормальное развитие 108 — 90
Слабое развитие 89 — 80
Критический уровень развития 79 — 70
Дебильность 65 и ниже
Например, психическое развитие ребенка соответствует 48 неделям, тогда как календарный возраст его всего 40 недель. Произведя соответствующие вычисления по формуле, получаем коэффициент психического развития 120 баллов, что указывает на опережающий уровень психического развития данного ребенка.
С I года до 3 лет оценка психического развития детей производится 1 раз в квартал по шести показателям: речь, общение, культурно-гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика.
Коэффициент психического развития определяется по той же формуле
КР = ВПР х 100 / КВ,
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка
в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка
до даты обследования.
Полученный результат необходимо сравнить с данными возрастной нормы.
Коэффициент психического развития для детей от 1 до 3 лет
Высокое развитие…. 110 - 120
Нормальное развитие …. 109 - 90
Слабое развитие… 87 - 80
Критический уровень развития …. 79 - 70
Дебильность … 69 и ниже
После 3 лет речь становится главным средством общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Заметно расширяются опыт и возможности произвольных действий и поведения. Для выявления уровня развития психических процессов детей старше 3 лет используются стандартные методики.