Юлия Подгорнова
Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе и результатом квалифицированной помощи учителя – логопеда в условиях дошкольного учреждения. Обучение грамоте детей – дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать учебные умения. Учет логопедом психологических особенностей детей пяти – шестилетнего возраста предусматривает соблюдение некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте : оптимальное разнообразие видов деятельности, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; использование игрового материала; введение физкультминуток с целью снятия напряжения.
Публикация «Готовность к школьному обучению детей с ОНР в подготовительной группе» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада осуществляется реализация следующих задач: развитие фонематического слуха и восприятия детей, формирование навыков звукового анализа и синтеза, обучение детей по слоговому чтению, развитие связанной речи, формирование навыков письма, развитие всех психических процессов.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, т. е. в умении различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, а так же что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках.
Учитывая нередко наблюдаемую у детей подготовительной к школе группы некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, логопедом на занятиях по обучению грамоте предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления.
Чтение и письмо являются базовыми «умениями» школьника, научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду. Формирование навыков чтения неразрывно связаны с усвоением звукового анализа и синтеза слова. Использование на занятиях по обучению грамоте «Волшебной таблицы», таблицы слогов Л. Н. Толстого способствует развитию зрительного гнозиса, запоминанию букв, развивает навыки чтения детей. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. В начале обучения чтению ребё нок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребенка. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько буквы в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.
Сформированность зрительно-пространственных представлений ребенка очень важна для узнавания им сходных по начертанию букв. Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник нередко останавливается в процессе чтения и припоминает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Прежде чем перейти к проверке устойчивости знания ребенком букв и его умения отличать друг от друга сходные по начертанию буквы, следует проверить состояние у него способности узнавать изображенные на картинках предметы, в том числе и в усложненных условиях.
Роль логопеда в дифференцированной помощи детям на каждом занятии, учете уровня речевых и психических возможностей, осуществлении общеобразовательных и коррекционно – воспитательных задач, использовании игровых форм, что позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости и мотивировать на учебную деятельность. Занятия по обучению грамоте эффективно проводить в форме праздников, развлечений, игр - путешествий Игровые задания позволяют воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников.
Список литературы:
1. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Москва «Просвещение», 1985.
2. Л. Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы». Серия «Коррекционная педагогика» Дельта, 2005.
3. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Составитель Г. Ф. Марцинкевич. Издательство «Учитель», 2001.
4. В. П. Лапковская, Н. П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду». Москва «Мозаика – Синтез», 2009.
5. Л. Н. Смирнова, Логопедия, «Играем со звуками». Издательство «Мозаика – синтез», 2004.