Ксения Жульдикова
Консультация для воспитателей «Формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста»
Жульдикова Ксения Юрьевна
Воспитатель, МАДОУ Винзилинский д/с «Малышок»
Цель: повышение компетентности педагогов в применении разнообразных форм организации по формированию воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Средняя группа
- Темочки
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием различных факторов. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха:
выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха",
выдох происходит плавно, а не толчками,
во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки,
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух,
выдыхать следует, пока не закончится воздух,
во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
При проведении игр, направленных на развитие дыхания, нужно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Все упражнения можно подбирать в зависимости от лексической темы, времени года, либо по желанию ребенка.
В играх, которые будут представлены, необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Эти игры педагоги могут реализовывать в группе, в течении дня.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
Эти игры и упражнения развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.
ФУТБОЛ. Необходимо из кусочка ваты скатать шарик – это мяч. Ребенок дует на ватку пытаясь «забить гол», «мячик» должен оказаться в воротах.
ПЕРЫШКО. Легко поддувать перо, лежащее на столе.
ЧЕЙ ПАРОХОД БЫСТРЕЕ ПОПЛЫВЕТ? для игры необходимы бумажные кораблики, ёмкость с водой. Струя воздуха должна быть длительной и идти трубочкой. После показа, взрослый предлагает ребенку принять участие в соревновании. Если кораблик не поплыл, значит ребенок не соблюдает какое-то из требований.
ШТОРМ В БУТЫЛКЕ. Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и бутылка с конфетти. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в бутылку с конфетти. Ребенок дует в соломинку, чтобы в бутылке поднялась буря из конфетти. Следите, чтобы щеки у детей не надувались, а губы были не подвижны.
СНЕГОПАД. Сделайте рыхлые комочки из ваты –«снежинки». Объясните ребенку, что явление, когда сильно идет снег, называется снегопадом. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите "снежинку" на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует её.
ЗАПУСТИ РАКЕТУ В КОСМОС. Ребенок держит губами соломинку и выдыхает быстро с силой так, чтобы ракета взлетела как можно выше.
ПАССАЖИРЫ АВТОБУСА. Ребенок делает вздох через нос и выдыхает весь объем воздуха на окна автобусы, чтобы увидеть кто сидит в автобусе.