МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников семантических структур в лексической системе языка»

Надежда Каленюк
Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников семантических структур в лексической системе языка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация – практикум логопеда для воспитателей ДОУ.

Тема: Формирование у старших дошкольников

семантических структур в лексической системе языка.

Цель: Познакомить воспитателей с системой работы по формирования лексики детей старшего дошкольного возраста в рамках семантического поля.

План.

I. Характеристика, структура семантического поля.

II. Формирование семантического поля у детей дошкольного возраста.

III. Система работы по образованию родственных слов.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у старших дошкольников семантических структур в лексической системе языка“» размещена в разделах

IV. Практическое задание «Подбор родственных слов к слову «игра».

V. Система работы по формированию фразеологического словаря у детей.

VI. Использование словесных, логических задач при формировании лексики детей.

I. В речевом развитии дошкольников — базовая задача — это формирование словаря, т. к. овладение словарем является важным условием познавательного развития ребенка, формирования, накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов. Все исследователи (М. М. Конина, В. И. Яшина, А. П. Иваненко и др.) сходятся во мнении, что cлово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением. Такая работа помогает обогатить, закрепить и активизировать словарный запас.

Слово — является клеточкой мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Развитый словарный запас может стать той основой, на которой возможно формирование таких важных и сложных форм умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение и обобщение различных явлений, предметов и понятий.

Слова не являются изолированными единицами, соединяются друг с другом разнообразными связями: ситуационными, понятийными, звуковыми, образуя сложную систему.

Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка — крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка — молоко — мышка, и понятийные связи (смысловые) (кошка — домашнее животное). В норме преобладающую роль играют ситуационные и понятийные связи, они самые значимые.

Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется «семантическим полем».

Семантика - от греческого semantikos - обозначающий, т. е относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.

«Семантическое поле» (далее «с. п») состоит из ядра - слова, которое несёт смысловую нагрузку («кошка – небольшое домашнее животное»). Ядерное слово окружает периферия — концерны (слои, возникающие ассоциации к ядерному слову.

Вокруг ядра расположены наиболее близкие по значению к ядерному слову – родственные слова (изменение по числам, временам) (кошечка, кошачий, котенок, кот и т. д.).

Затем слова, обозначающие действия и названия предметов (мяукает, прыгает, ловит, лакает и т. д.).

Следующий круг «с. п.» - слова, обозначающие признаки предметов (пушистая, белая, маленькая и т. д.).

Слова синонимы - слова, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (мурка, кисуля, усатый друг).

Затем слова – антонимы: прямо противоположные лексические значения (быстрая – медленная, черная – белая,

Словесные, логические задачи: Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?

Образные выражения (фразеологизмы, крылатые слова) «как кошка с собакой» - живут, общаются недружно, постоянно ссорясь, ругаясь.

Таким в норме должно быть «с. п.» у детей к концу подготовительной группы.

II. Семантическое поле у каждого человека свое и зависит от возраста, географических условий, профессии, принадлежности к нации, культурно-исторических традиций народа. Семантические поля пересекаются друг с другом, взаимодействуют, образуя что-то в виде сетки.

Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными словами и ситуациями, близкими к детскому восприятию, затем оно расширяется: от слов к предложениям и составлению рассказов, параллельно развивается функция словоизменения и словообразования.

По мере развития речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Формирование лексики происходит у ребенка не хаотично, слова группируются по определенным типам и хранятся в памяти языка упорядоченно.

Наличие правильно сформированного «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, и оно находится как бы «на кончике языка», то мы ищем его среди «семантического поля».

Процесс восприятия и называния слова очень сложный процесс для ребенка. Это процесс выбора ближайшего значения слова.

Любой вид работы по развитию речи, в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетематической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства.

Рассмотрим работу по формированию следующих слоёв семантического поля - образование родственных слов, фразеологического словаря и использование словесных и логических задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

III. Работа над родственными словами способствует:

— первоначальному ознакомлению ребенка с морфологическим составом слова (закладывается основа для орфографически-грамотного письма);

— более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов (вырабатывается привычка задумываться над значением слова);

— овладению навыком подбора однокоренных родственных слов;

— развиваются мыслительные способности детей (анализ слов);

— обогащению словарного запаса (за счет развития практических навыков словообразования родственных слов с помощью приставок, суффиксов и окончаний).

Работа по образованию родственных слов делится на этапы:

1 – знакомство с понятием «родственные слова». Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» (по аналогии с семьей). Родственные слова не просто похожи по звучанию, но и должны быть связаны по смыслу.

• Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки — слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Мы слова похожие, Мы живем одной семьей,

Как родственники схожие. Поиграть хотим с тобой.

2 – образование родственных слов с помощью вопросов.

Игра «Дерево родственных слов

От «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова.

Дети подбирают родственные слова, отвечая на вопросы, используя в качестве родственных слов листочки для дерева.

Подберём родственные слова к слову МОРОЗ. Явление погоды с температурой воздуха ниже нуля, при которой вода мерзнет.

• Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?. (морозец)

• Что делает мороз?. (морозит)

• На морозе можно уши и нос… (отморозить)

• Реки и озёра зимой… (замерзают)

• Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

• Какая бывает погода во время мороза… (морозная)

Холодно - ощущение холода (холодильник, холодный, прохладный, охладить)

• А как в это время бывает на улице?. (морозно)

• Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. (морозильная)

• Замороженные продукты потом… (размораживают)

• Что очень вкусное делают из замороженных сливок?. (мороженое)

Игра «Полянка родственных слов» - учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему, а затем составляют предложение с родственным словом.

• большой круг — слово, обозначающее большой предмет;

• маленький круг — слово, обозначающее уменьшенный предмет;

• много кругов — слово, которое говорят, когда «предмета много»;

• вопрос — слова-признаки (красивые слова);

• контур человечка — слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом;

• две прямые стрелки — слова-действия.

3 – выделение родственных слов из текста.

Найти похожие (родственные) слова, которые «спрятались» в рассказе, стихотворении.

Игра «Цепочка слов».

Дети выделяют родственные слова из рассказа, выкладывают элементами мнемотехники палочками (слова, пересказывают рассказ.

Рассказ «Зима».

Выделить из текста родственные слова к слову «снег».

Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.

Игра «Слова, которые спрятались»

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик-рыбалов.

Мы рыболовную сеть соберем.

Рыбного супа в тарелки нальем.

4 - исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

Дети часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ – газета, лес – лиса, то есть при словообразовании они не дифференцируют слова по смыслу. Определяя лишнее слово, вырабатывается привычка задумываться над значением слов.

Игра «Найди лишнюю картинку»

Педагог предлагает детям картинки (звездопад, зверинец, звездочка, звездолет, среди которых одна лишняя. Уточнить значение каждого слова и найти лишнее.

Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

Игра «Найди лишнее слово».

- упражнять в выделении общих морфем в словах и соотносить их со значением.

Ход: Давайте поиграем в игру "найди лишнее слово": лесник, лесок, лиса, лесоруб, лесной. Все ли эти слова родственники?

Уточнить значение каждого слова и найти лишнее.

Вывод: Слова - лесник, лесок, лесоруб, лесной - это слова связанные с лесом. А слово " лиса " – дикое животное. И хотя это слово звучит похоже, оно отличается по смыслу. Значит это слово не родственник, оно лишнее.

Игра «Четвёртый лишний».

Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сушить, жарить. И т. д.

Из рассказа выделить родственные слова и лишнее слово.

Рассказ тетушки - воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

5 - группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из групп слов на 2 разные родственные «семьи».

Игра «Раздели на группы»

Дети делят предложенные слова на 2 группы (по картинкам; без картинок) Лес и лист:

лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Сад и салат:

Садик, садовод, салатик, садовник, салатница.

6 – самостоятельное образование детьми родственных слов. Кто больше подберёт родственных слов к слову…

IV. Практическое задание «Клубочек»: подбор родственных слов к слову «игра».

Сначала сущ.: игрунья, игрунок, игрушечка, игрок; проигрыш, выигрыш, доигрывание, заигрывание, игривость, игротека, игрунья, игрушка, контригра, наигранность, переигрывание, проигрыватель, проигрыш, розыгрыш, электропроигрыватель;

затем прилагательные: игровой; игрушечный; выигрышный, проигрышный; выигравший, проигравший, беспроигрышный, безвыигрышный, выигрышный, долгоиграющий, играющий, игривый, игристый, наигранный, розыгрышный, сыгранный;

глаголы: играть, сыграть, выиграть, выигрывать, доиграть, доигрывать заиграть, наиграть, недоиграть, обыграть, отыграть, переиграть, подыграть, поиграть, проиграть, разыграть;

наречия: беспроигрышно, выигрышно, наиграно, проигрышно, играючи.

V. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком зависит от участия взрослых.

Фразеологизмы – средство создания эмоциональной, выразительной речи. Фразеологизмы нужны, чтобы точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Фразеологизм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

К фразеологическим выражениям лингвисты также относят пословицы, поговорки (цыплят по осени считают, меткие и яркие выражения писателей, учёных – крылатые фразы (мертвые души, краткость - сестра таланта). Фразеологизмы, используемые в современном русском языке, имеют различное происхождение: одни из них возникли в далёком прошлом, другие созданы в последние десятилетия.

Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

• формированию интереса к родному языку;

• развитию понимания значений слов дошкольниками;

• активизации детской лексики;

• совершенствованию навыков устной речи.

Формирование фразеологического словаря у детей происходит успешно при соблюдении ряда условий:

- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта, необходимости фразеологических оборотов для общения и познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы;

- применения методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц,

- сопоставление прямых и переносных смыслов устойчивых словосочетаний; обращения к личному опыту детей; (ни пуха, ни пера)

- элементарного осознания детьми роли фразеологизмов в высказывании;

- активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.

Знакомство с фразеологизмами мы предлагаем начинать со старшей группы и соблюдать следующую последовательность:

1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов.

Главным на этом этапе было выделение фразем, перевод их на понятный язык детям. «Необычное выражение», «Образное выражение» «Сказочное выражение».

Направление 1. Цель: знакомство детей с переносным значением слов.

Есть необычные, образные выражения, которые обозначают, не то, что, кажется на первый взгляд. Например, говорят: «Я сегодня сладко спала». Но сладко можно кушать, а что «значит сладко спать»?

Логопед объясняет значение фразем (часто употребляемых, и просит ответить на вопросы: Когда журнал бывает свежим? У кого бывает лисий характер? У какого человека бывают золотые руки?

Направление 2. Цель: разъяснение смысла пословиц.

Когда так говорят? Что означает пословица?

Речевой материал: Без труда нет плода. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Была бы охота, будет ладиться работа. Слово – воробей, вылетит – не поймаешь. Делано наспех, делано на смех. Долог день до вечера, коли делать нечего.

2 этап: усвоение значений фразеологических единиц.

Цель: знакомство со значением фраземы через рассказы-миниатюры или предложений включающих в себя фраземы.

Так, при изучении лексической темы «Зимующие птицы» можно предложить де-тям послушать рассказ и обсудить значение использованной фраземы.

Вася во время урока был невнимательным, отвлекался и учительницу не слушал. После урока учительница сказала Васе:

- Вася, ты весь урок ворон считал.

- Нет, я ворон не видел…

Рассказы и предложения лучше иллюстрировать специально подготовленными рисунками, отражающими буквальное значение фразеологизмов. Рассмотреть с детьми несколько рисунков одного художника, который оказался иностранцем и еще плохо владел русским языком (демонстрация рисунков, определить значение этих фразем, ситуации в которых можно их использовать.

При знакомстве с фразеологизмами необходимо обращать внимание детей на историю возникновения некоторых фразеологических единиц. На доступном уровне приводить лексико-этимологические сведения (из словарей-справочников). Например.

Остаться с носом. Это выражение пришло к нам из глубокой старины, когда существовал такой обычай: при сватовстве жених должен был поднести невесте подарки. Они назывались нос (от слова «носить»). Если жених не нравился невесте, то свадебное подношение не принимали: оно оставалось у жениха. Отсюда и пошло выражение: остаться с носом, т. е. остаться ни с чем.

Гонять лодыря. В Москве в доме с большим садом жил врач Лодер. В этом саду он лечил минеральными водами богачей от ожирения. После приема минеральных вод врач Лодер заставлял их бегать по саду. От заведения Лодера и пошло выражение гонять лодыря, т. е. бездельничать.

Засучив рукава. Наши предки носили длинные рукава, закрывавшие ладони рук, для работы или драки нужно было засучить рукава. В настоящее время это выражение означает усердно, старательно делать что-либо.

3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей.

Цель этапа: научить детей самостоятельно объяснять фраземы и употреблять их в собственной речи.

Направление 1. Цель: развитие умения подбирать нужное слово по смыслу фразеологизмы.

Логопед читает выражение и вместо паузы просит вставить названия животных, которые они видят на картинках.

Речевой материал: голоден как, хитер как, труслив как, здоров как, нем как, грязный как, упрям как, колючий как… (с наглядным материалом: волк, лиса, заяц, бык, рыба, свинья.

Направление 2. Цель: развитие умения заменять фразеологизмы словами – синонимами.

Игра «Скажи иначе»

Логопед читает фразему, просит объяснить значение, затем просит заменить фразеологический оборот похожим словом.

Ходить на голове (шалить, шуметь, озорничать). Водить за нос (обманывать, обещать что-то и не выполнять). Яблоку негде упасть (очень тесно, многолюдно, в час по чайной ложке (медленно); рукой подать (близко); повесить нос (грустить); сидеть сложа руки (лениться); зарубить на носу (запомнить).

Направление 3. Цель: развитие умения понимать значение фразем.

Логопед загадывает загадки-шутки, ответы к которым можно найти, зная значение фразем.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюдy суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают (уши).

Игра «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят О них обычно говорят:

На свете не найдешь. Boдoй. (не разольешь).

Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,

Буквально вдоль и. (поперек, Поют кто в лес, кто. (по дрова).

И так устали мы в дopогe, Ребята слушать их не станут:

Что еле. (волочили ноги). От этой песни. (уши вянут).

4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний.

Он включает упражнения на формирование умения конструировать высказывания, включающие фразеологизмы.

Направление 1. Цель: формирование умения конструировать высказывание, включающее фразеологизм.

Логопед просит ребят вспомнить крылатые выражения, связанные с: конем, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньей, курицей.

Ответы: не в коня корм; пахать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; считать ворон; свинья всегда грязь найдет; денег куры не клюют.

Направление 2. Цель: закрепление знаний о пословицах.

Логопед сообщает, что пришло письмо от незнайки, в котором он написал пословицы. Исправьте ошибки и объясните значение пословиц:

Готовь лыжи летом. – Готовь сани летом, а телегу зимой.

Цыплят считают и зимой. – Цыплят по осени считают.

Без труда, рыбка будет у меня. -Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Игры «Когда так говорим?», «Я скажу, а ты продолжи».

Логопед читает пословицу или поговорку и предлагает ребенку объяснить ее значение.

VI. Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

Словесные задачи на причинно-следственные зависимости:

Исправь утверждение:

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

Словесные задачи на соотнесение понятий и предметов

1. Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша - фрукты. Кто из ребят ел творог, а кто сливу?

2. Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя - фрукты. Какая девочка мыла груши.

Логико-поисковые задачи

1. Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

2. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?

3. Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?

Игры на сравнение двух или более предметов

Чем отличается:

Самолет и птица. Кукла и девочка.

Нож и ножницы. Платье и сарафан.

Зонт и крыша. Река и озеро.

Назовите общие признаки:

яблока и арбуза; кошки и собаки; стола и стула;

ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики.

Таким образом, развитие семантических структур в лексической системе языка позволит не только уточнить и расширить словарный запас детей, добиться усвоения навыков словообразования, развития мыслительных способностей детей, но и качественно преобразить речь детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование «чувства времени» у старших дошкольников» В современном стремительно меняющимся мире детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. У.

Консультация для воспитателей по теме «Обучение старших дошкольников составлению связных текстов» Консультация для воспитателей по теме: «Обучение старших дошкольников в составлении связных текстов» Воспитатель: Ермольева В. М. г.

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» Развитие социальных навыков у старших дошкольников. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится.

Консультация для воспитателей «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников» Консультация для педагогов «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников»Формирование толерантных отношений.

Консультация для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП» На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной.

Консультация для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП»Консультация для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП» На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной.

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность старших дошкольников с ОНР» Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Консультация для воспитателей старших дошкольников «Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, общение.

Семинар для воспитателей «Сказка в системе воспитания дошкольников» Семинар для воспитателей. Сказка в системе воспитания дошкольников. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников семантических структур в лексической системе языка»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 08:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников семантических структур в лексической системе языка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Каленюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД