Елена Чистикина
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,— дело сложное. К старшему дошкольному возрасту речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной. Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинке, на предложенную тему, употреблять в речи сложные предложения с сочинением и подчинением, пользоваться прямой речью, обращением.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Однако рассказы детей не всегда интересны по содержанию, последовательно и логично изложены, образны. Часто они состоят из простых, нераспространенных назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе действий, характеристике состояний, преобладание личных местоимений вместо имен собственных или названий предметов («он сказал», «на нем белка», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, неточно используют глаголы в косвенной речи, например: «Маша сказала: «Папа, достань белку». Папа сказал: «Какую белку?» Маша сказала: «Вот эту, на дереве которая».
Дети не всегда правильно используют имеющийся у них запас слов. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, пространственных, временных, причинных оценок. Так, вместо слов внизу, ниже1, вверху, выше они употребляют сначало, потом (о ели: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленее»).
Хотя в пассивном словаре ребенка имеется, слово с помощью которого он мог бы характеризовать предмет или явление точно, он не всегда использует его в речи («Вот тут улошади волосы». — «Как они называются?» — «Грива»).
При составлении описательных рассказов дети все еще неоправданно широко употребляют определения: большой и маленький, нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова пестрый, разноцветный, одноцветный. («Петух черный, немножко и желтый. Темно-коричневый у ног. И лимонное есть. У пего хвостик зеленый, немножко посветлее. Еще синее есть».)
В рассказах на заданную тему нередко наблюдается отход от нее, увлечение ненужными деталями. Часто за стержень берется распорядок дня ребенка, и все события как бы подчиняются ему: «Сначала встали. позавтракали. поспали. опять поели. опять поспали.» и т. д.
Указанные особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста не являются признаком функционального (возрастного) несовершенства. Достаточно развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и В первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики.
Первым условием, необходимым для развития связной речи, является правильно поставленная словарная работа, овладение языковыми категориями, характеризующими качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений, обозначающими отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи (наречия, предлоги, союзы, характеризующими уровень обобщения (обобщающие слова, видовые и родовые понятия).
Вторым, не менее важным условием является формирование умения строить предложение. Работа над предложением в дошкольном возрасте включает задачи:
Формирование умения строить простое распространенное предложение. Переход от назывных и неполных предложений к постепенному использованию всех видов предложений.
Развитие умения пользоваться предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением.
Выполнение этих задач обеспечивает самостоятельность детей в формировании предложений, умение логично, последовательно излагать свои мысли.
Организации широкой речевой практики является необходимым условием пли успешного решении задачи самостоятельного, творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера (понятных в определенной ситуации) он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.
Одним из средств развития речи детей являются наблюдения за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т. д.). Небо, вода и земля, поли и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной -все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его к высказыванию.
Наглядность явлений природы, возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления воспринятого в речи. Многообразие форм, звуков, красок природы дает материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений.
Ознакомление с природой предполагает познание процессов развития, некоторых элементарных связей и закономерностей. Наблюдая природу, ребенок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии с временем, обстоятельствами, т. е. объяснять сущность явления. Это обеспечивает формирование предложений, включающих сочинение и подчинение.
Тематика занятий по развитию связной речи на основе ознакомления с природой широка и разнообразна. Одни занятия касаются непосредственных наблюдений труда в природе («Как мы ездили в лес», «Как мы сажали огород», «Наш цветник», другие — итог чтения книг, рассматривания иллюстраций («Что нам осень подарила», «В лесу зимой», третьи ставят целью научить ребенка группировать, обобщать и одновременно объяснять, как он это делает («Устроим выставку про осень», «Перелетные и зимующие птицы», «Какая работа зимняя?»).
Методы и приемы, подбираемые воспитателем для развития связной речи, должны обеспечить сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Главным направлением в методике работы по развитию речи в подготовительной группе должно оставаться постоянное и разнообразное сочетание в сознании слова и образа. Поэтому прежде всего выделяются те методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться к тому, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.
Новое слово, которое узнали дети на экскурсии, во время наблюдения и т. д., многократно повторяется
в беседах, при рассматривании картин и постепенно включается в активный словарь. Так, на экскурсии и лес воспитатель знакомит детей со словом смешанный, в беседе по материалам экскурсии это слово
еще раз уточняется. «Какие деревья мы видели в лесу?»,— спрашивает воспитатель. «Сосны, березы, липы, рябины-, вспоминают дети. «Лес, в котором растут разные деревья, называется смешанным. А как мы назовем лес, если в нем растут только березы? сосны?». Дети отвечают: «Березовый лес, лес сосновый».
В рассказах на тему «Как мы ездили в лес?» дети уже свободно оперируют этим словом: «Мы ездили в лес. Лес был смешанный. Он называется смешанным, потому что там разные деревья растут: и ели, и березы, и липы».
Нельзя ограничиваться вопросами, которые побуждают детей лишь к перечислению событий, но не способствуют раскрытию причин, закономерностей, доступных пониманию детей. Например, в беседе об осени вопросы: «Какое сейчас время года? Что бывает осенью? Что происходит с листьями? Куда делись птицы? Что делают на огороде?» — не соответствуют достигнутому уровню умственного развития детей. Поэтому, наряду с указанными, целесообразно в этом возрасте предлагать детям вопросы: «Почему можно сказать, что наступила осень? Что изменилось в парке, на пруду, в огороде? Почему улетают птицы? Как греет сейчас солнце? А летом?» и т. п. Такие вопросы не просто напоминают детям о проведенной экскурсии, прогулке, но побуждают их искать причину явлений, устанавливать связи между ними, подводят к осознанию закономерностей, связанных с сезонными изменениями в природе.
Среди методов и приемов развития связной речи особое место занимают лексические упражнения.
Лексические упражнения проводят как дидактические словесные игры. Так, воспитатель спрашивает: «К какому слову можно добавить слово дождливая?» — «К слову погода»,— догадываются дети. «А как еще можно ответить на вопрос «какая погода?» И дети подбирают определения: плохая, пасмурная, солнечная, ясная, осенняя и т. д. Таким образом идет подбор определении к понятиям «осень», «зима», «день» и др. Одновременно решается задача формирования грамматически правильной речи. Можно дать и более сложное задание — составить предложения с данными слонами.
Богатый материал для упражнений представляет работа с картинами или картинками. Так, чтобы выделить характерные особенности времен года, проводится занятие: «Устроим выставку картин». Подбираются картинки с изображением сначала контрастных сезонов (зима- лето, весна-осень).
Дети легко отбирают, например, все картинки, относящиеся к осени, и объясняют, почему именно эти картинки относятся к осеннему сезону: «Это осень, потому что урожаи собирают: огурцы, картошку, помидоры», «Я взял эту картинку, потому что здесь нарисована осень. На деревьях желтые листья. Желтая трава. Это золотая осень.»
Постепенное усложнение задания подведет детей к выделению характерных особенностей не только
времени года в целом, но и его периодов.
«На этой картине нарисовано начало весны. Кругом еще много снега, но он уже начинает таять. На крышах висят большие сосульки. Солнышко пригревает, даже хочется зажмуриться», - рассказывают дети.
При рассматривании картины «Русская зима» (худ. К. Ф. Юон) воспитатель может предложить
детям подумать и ответить, что бы нарисовал художник, если бы картина называлась «Лето».
«Если бы было лето, здесь бы художник вместо снега нарисовал зеленую траву. Этот дуб стоял бы зеленый. На елках не лежал бы снег. Все остальные деревья, которые вдали, были бы тоже зелеными. Сквозь деревья было бы ничего не видно». «Если бы было лето, деревья стояли зеленые, а не белые. Земля была бы зеленая. Речка сейчас замерзла, ее не видно. А если бы это было лето, речка была бы синяя. Ребята катались бы на лодках. Если зимой на коньках катаются, то летом на лодках катаются. Крыши домов были бы коричневые, и на окнах не рисовал бы мороз. Небо было голубое, а не серое. Летом тепло. И дети были бы одеты в рубашки, ходили бы купаться».
Из высказываний детей видно, что сравнение помогает ребенку выделить не только яркие сезонные явления (снег, зеленая трава, но и малозаметные, не столь яркие (сквозь деревья видно; небо голубое, а не серое). Вместе с тем прием сравнения стимулирует развитие сложных речевых форм. В свои рассказы дети вводят разные виды сложноподчиненных предложений — определительные, условные и др. ; употребляют сравнительную степень прилагательных.
Для развития связной речи детей б—7 лет особое значение имеют речевые логические задачи — рассказы-загадки. Этот вид упражнения строится на осознании детьми связей и закономерностей природы и требует четкой речевой конструкции. Используя различные части речи, дети определяют связи, существующие в природе, причины, объясняющие свойства предметов, смену явлений и т. д.
При подборе речевых логических задач и определении дидактических целей необходимо учитывать знания и опыт детей. Материал для упражнений желательно давать из художественных произведений о природе. Воспитатель и сам может составлять такие задачи.
Выделяются три типа речевых логических задач. Первый тип объединяет задачи о ярких явлениях, происходящих в короткий период, причину которых дети легко замечают, осознают и описывают. Эти логические задачи строятся на прямой связи между наблюдением предметов и явлении и рассказом о них.
Примеры.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ
«Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Они прилетели сюда по воздуху. Опустится такой кораблик на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра и послезавтра. А потом не станет корабликов, кончатся они, и пруд замерзнет».
«Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают они?»
Цель задачи — выяснить умение детей соотносить непосредственный опыт (наблюдение листопада) со словесной задачей (рассказать, что это за разноцветные кораблики).
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЬДИНКИ (рассказ лесника) «Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Послушайте. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел он на крыльцо и увидел, что с крыш свисают сосульки, большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда был он в лесу по своим лесничьим делам. Солнышко в это время высоко поднялось. Ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник: кап-кап. Поднял голову. Нет сосулек. Только яркие капельки воды с крыш капают. Удивился, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, ничего не придумал».
«Расскажите, что это за волшебные капельки? Откуда они появились? Куда сосульки делись, и увидит ли он снова сосульки вечером?»
Цель этой задачи — подвести детей к пониманию и выражению в связной речи закономерности, которую они много раз наблюдали: ранней весной утром и вечером бывает холодно. Днем солнце светит прямо, пригревает, поэтому снег и лед тают.
Второй тип речевых логических задач связан с раскрытием взаимосвязи и взаимозависимости явлении и предполагает активное употребление сравнений, сопоставление разных фактов, наблюдаемых длительное время. Например, в беседе о весне воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ-загадку.
ПОЧЕМУ ДЕРЕВЬЯ БЕЛЫЕ?
«Пришли я к знакомому садовнику и гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые –белые. Весна на дворе, солнце сильно пригревает, а деревья как будто снегом покрыты. Кто догадается, в какой сад мы попали?»
Цель задачи- выявить умение детей устанавливать зависимость между изменениями неживой природы и растительного мира (весна: становится тепло, цветут сады) и одновременно сравнивать разные явления (деревья белые, как снегом покрытые).
Речевые логические задачи третьего типа требуют умения выделять характерные особенности, свойственные группе явлений в определенный отрезок времени. Они подводят детей к периодизации сезона (начало, разгар, конец). Такие речевые задачи решаются на основе поэтапного обобщения и систематизации постепенно накапливающихся знаний о данном времени года.
Пример.
Воспитатель предлагает детям послушать текст! «Еще на полях лежит снег, еще упрямится мороз, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки. А почки еще не набухли».
Дети не только должны ответить на вопросы: «Когда это бывает? В каком месяце? (В начале весны, в марте.)», — но и рассказать, какие изменения в природе наблюдаются в середине весны (в апреле, в конце ее (в мае, т. е. выделить характерные признаки основных периодов сезона. Чтобы помочь детям вспомнить характерные явления и передать их в связной речи, воспитатель задает дополнительные вопросы: «Как светит солнце? Как изменилась земля? Что появилось на ней? Какие весенние цветы распустились? Что случилось с почками?»
Эту серию загадок хорошо закончить чтением рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», который поможет лучше понять и объяснить основную причину смены времен года.
К решению речевых логических задач дети подготавливаются воспитателем во время наблюдений, экскурсий, прогулок.
Этому способствуют вспомогательные вопросы, нацеливающие детей на целостное восприятие явления.
Речевые логические задачи могут быть дани детям и поэтической форме. Сначала целесообразно предложить простые задачи, с ярким поэтическим образом, хорошо знакомым детям.
Что за звездочки сквозные.
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь - вода в руке!
Затем — более сложные, требующие обобщения знаний, наблюдений, большой речевой практики.
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат.
Включение речевой логической задачи в беседу, дидактическую игру обеспечивает активность детской мысли, позволяет разнообразить и оживить занятие.
Последовательно усложняя речевые логические задачи, можно соединить их с практической деятельностью детей: «Расскажи и нарисуй», «Расскажи и разложи картинки» и т. д.
В процессе формирования связной речи необходимо учить детей дифференцировать вопросы воспитателя, строить свой ответ в соответствии с формулировкой вопроса. Например, если воспитатель просит ребенка ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?»,— не следует требовать от ребенка полного ответа. Достаточно ответить, одним словом: «Весна».
Задание воспитателя — «Расскажи.»—должно побуждать детей к развернутой, монологической речи, и тогда необходимо добиваться, чтобы ответ ребенка не ограничивался одним предложением, а был бы небольшим рассказом.
Дальнейшее совершенствование связной речи идет в процессе творческого рассказывания. Тематика его разнообразна. Это рассказы детей после наблюдений и труда («Мое любимое время года», на заданную тему («Что случилось на прогулке», «Как мы поймали ящерицу», придумывание конца рассказа и др.
Образец начала рассказа, данный воспитателем, способствует тому, что дети придерживаются. Введение в рассказ нескольких действующих лиц способствует использованию детьми прямой речи.
После того как дети познакомятся на нескольких занятиях с уборкой урожая на полях, садах, на огородах, можно предложить им придумать рассказы на тему «Что нам осень подарила?». Детей следует предупредить, чтобы они не повторяли друг друга, а рассказывали о разных сторонах осеннего природного богатства лесов, полей, садов.
Для развития воображения, словесного творчества детей необходимо приучать их оценивать свои рассказы и рассказы товарищей по содержанию в соответствии с поставленной перед ними задачей, а также по форме изложения, учитывая точность подбора слов, ясность изложения, образность. Сами дети положительно оценивают рассказы тех ребят, которые справились с заданием без подсказки воспитателя.
Составной частью развития связной речи является формирование образной речи.
Учителя школ часто с сожалением отмечают огрубление, высушивание речи учащихся, их неподготовленность к восприятию нюансов художественного слова. Воспитание выразительности речи в дошкольном возрасте, умение сказать не только правильно, четко, но и красиво подготавливает детей к преодолению лексических штампов.
Для воспитания выразительности детской речи используется прежде всего чувственный опыт детей. Гуляя по осеннему парку, воспитатель может предложить поиграть в словесную игру «Кто лучше скажет?». Дети подбирают эпитеты к предметам, составляют предложения с включением в них образных слов и выражений («золотая осень», «осень пестрая, разноцветная, красивая», «день сегодня ветреный», «земля покрыта ковром из листьев», «вся природа увядает», «листья разноцветные переливаются» и т. д.).
Рассматривая с детьми картины, надо обращать их внимание на погоду, состояние неба, пейзаж; давая образец рассказа, целесообразно включить в него образные слова, сравнения, красочные обороты. Так, при рассматривании картины К. Ф. Юона
«Русская зима» уместно прочитать такие строки Г. Скребицкого «Зима. Вечереет. Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится па землю, на крыши домов, одевает п пушистые рукавицы ветки кустов и деревьев. При этом можно задать детям несколько вопросов: «Чем понравился нам этот рассказ? Какие слова употребил писатель, чтобы рассказать, о зиме?»
Постепенно дети научаются пользоваться богатством языка, их рассказы перестают быть сухими, однообразными, похожими друг на друга; они становятся не только четкими, но и образными: «Когда мы были и лесу, мы рассматривали листья. Капельки дождя не успели высохнуть и блестели на солнце, как золотистые»; «Начало осени называют золотой, потому что в это время осень теплая и сухая. Листья желтеют. Поспевает урожай»; «Природа вся золотистая. Настроение у люден радостное, потому что осенью собирают богатый урожай».
Исследования российских педагогов и психологов показывают, что при соответствующей работе детям 6—7 лет доступен описательный рассказ по пейзажной картине.
Подвести детей к составлению образных рассказов по пейзажным картинам можно через наблюдения явлений природы, изображенных на картине. Во время наблюдений воспитатель дает образец описания, подводя детей к пониманию содержания всей картины и отдельных ее деталей.
Примеры.
«Посмотрите, дети. Сияет солнце, и идет дождь. Крупный, теплый летний дождь. Так и хочется побегать по светлым, прозрачным лужицам. Но что это? Яркая, разноцветная дуга повисла в небе, переливается, искрится желтыми, голубыми, оранжевыми цветами. Это радуга».
«Метель. Небо покрыто низкими тучами. Сильный ветер. Идет снег. Ветер кружит снег, метет, завывает. По улицам трудно ходить: ветер валит с ног, и ничего не видно».
Формирование образной речи не ограничивается накоплением в словаре детей ярких эпитетов, однородных членов предложения и т. д. Развитие образности речи предполагает умение подобрать нужное, яркое, эмоциональное слово в контексте, вставить в рассказ однородные члены, обособление, сравнение. С этой целью рекомендуются творческие рассказы «с натуры», своеобразные словесные этюды. Проводя, например, осенью экскурсию в парк, воспитатель обращает внимание детей на красоту пруда и спрашивает их, как можно сказать о его красоте. («Вода прозрачная, как зеркало», «Деревья как будто под водой. И облака как будто под водой», «Деревья отражаются в воде», «Деревья как будто смотрят в зеркало»,— отвечают дети.) Затем педагог предлагает нарисовать словами картину про пруд.
Пруд большой. Вода зеленого цвета. В воде отражаются домики, деревья и рыболовы, которые ловят рыбу. По краям пруд зарос растениями. Деревья выстроились в два ряда, как солдаты около пруда. Середина пруда белая, а ближе к нам – голубая. Потому что небо голубое и отражается в воде.
Тематика подобных этюдов может быть разнообразной: «Расскажи об осеннем букете» (в беседе об осени); «Расскажи об анютиных глазках» (в беседе о лете); «Ветка сирени» (во время занятий, посвященных весне).
Дети любят стихи. В старших группах целесообразно давать задания с использованием стихотворных текстов: «Придумай загадку», «Вместе придумаем стихи». Например, на занятии но теме: «Что нам осень подарила в лесу»— дети рассматривают грибы, рассказывают о них. Воспитатель предлагает детям придумать загадки о грибах.