МААМ-картинки

Сценарий мастер-класса «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра»

светлана одинцова
Сценарий мастер-класса «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: стимулирование познавательной активности воспитателей по вопросу формирования связной речи средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Повысить теоретический и практический уровень подготовки воспитателей по данной теме.

2. Побудить к коллективному исследованию проблемы.

Публикация «Сценарий мастер-класса „Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра“» размещена в разделах

3. Сформировать недостающий опыт работы воспитателей по проблеме формирования связной речи детей средствами театрализованной деятельности.

Ожидаемый результат: освоение слушателями мастер-класса по формированию связной и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Материал к мастер-классу : мультимедийная презентация, песочные часы,таблички «ЗА» и «ПРОТИВ», листочки с деревьями, листы, ручки.

Этапы мастер-класса.

1 этап. Вводная часть.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер- класс по теме «Формирование связной и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Игра – это жизнь. Это наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор – это уже Театр.

«Речь – это даже не диалог, а ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЬЕСА, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать» Курт Тухольский.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей.

А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Как писал Л. С. Выготский «драматизация, основана на действии, совершенном самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания.

Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Все вышеописанное позволяет предполагать, что возможно применять театрализованную деятельность для развития связной речи дошкольников.

Чтобы реализовать главную цель своей работы по театрализованной деятельности, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр, развлечений и досугов с детьми и родителями.

Подобрала соответствующую литературу, иллюстрации, провела анкетирование, создала развивающую среду по театрализованной деятельности.

С аншлагами в детский сад приезжают театры. Дети с удовольствием посещают мини-театры «Как волк мамой стал», «Сказка о глупом мышонке» и так далее. Я заметила, что после посещений театров дети стали задавать много вопросов о театрах, почему они все разные. И у меня возникла мысль, более подробно познакомить детей с различными видами театров.

Провела для детей занятие «Экскурсия в мир театр», где детей познакомила с различными театрами, познакомила с созданием кукол к театральному представлению.

Использую мини-сценки, как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пришла весна!».

После прочтения сказки «Заюшкина избушка», дети сами предложили построить для зайчика новую избушку, а лисичку не выгонять. В свободное от занятий время дети с удовольствием создают коллажи со сказками «Теремок».

Детки очень любят инсценировать различные этюды «Петушки», «Заюшкина избушка».

Совместно с музыкальным руководителем провели интегрированное занятие для родителей «Теремок» дети были героями сказки и в конце занятия заселили каждого героя в теремок.

Родители для детей разыграли инсценировку сказки «Репка». Дети остались очень довольными.

Дети инсценируют и разыгрывают постановки сказок : театр ложек «Курочка Ряба», театр кружек «Колобок», театр на магнитах «Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди», «Колобок», настольный театр «Три поросёнка», театр на дисках «Теремок», театр- оригами «Заюшкина избушка»

Для детей средней группы показали кукольный театр «Маша и медведь».

На утренниках детки тоже разыгрывают сценки «Васька – кот печёт пирог», «Маленький Умка».

Работа родителями: изготовление различных театров : поролоновый театр «Три медведя», пальчиковый театр «Теремок», театр на дисках «Теремок», настольный театр «Три поросёнка», валеночный театр «Теремок», кукольный театр «Маша и медведь», «Волк семеро козлят», театр на ложках «Курочка Ряба», «Репка», театр кружек «Колобок», театр прихваток «Три поросёнка», «Курочка Ряба», изготовление масок, театр из пластилина «Репка».

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков.

2 этап- основной

А теперь мы переходим к следующему этапу.

И я предлагаю Вам немного поиграть. Мне нужны две команды. В каждой команде по пять человек. Вот Вашему вниманию первое задание:

Дискуссия «ЗА и ПРОТИВ»

У каждого из присутствующих есть свое мнение использовать или не использовать театрализованные игры в работе с детьми. Вот сейчас хочу предложить Вам дискуссию на эту тему.

Первая команда рассаживается за стол, где стоит табличка «ЗА», а вторая команда за стол, где стоит табличка «ПРОТИВ».

Задание первой команде «ЗА» - аргументировано докажите важность использования театрализованных игр в работе воспитателя для формирования связной речи детей.

Задание второй команде «ПРОТИВ» - аргументировано докажите, что театрализованные игры в работе воспитателя не столь важны и неэффективно влияют на формирование связной речи детей.

(на выполнение задания даётся 3 мин).

По истечению 3 минут один из членов команды выступит и выскажет мнение.

А пока команды работают, мы с вами немножко отдохнем (работа с залом).

Я предлагаю Вам поиграть.

Игра «Продолжи фразу или мои ассоциации»

Уважаемые коллеги Вам необходимо поочередно называть слова или словосочетания характерные для темы встречи. Правило – не повторяться!

( Например:связная речь – это успешность школьного обучения –это уверенность в себе –это коммуникативное общение - и так далее)

Молодцы! Спасибо, мы все понимаем значимость проблемы формирования связной речи для детей дошкольного возраста.

Теперь мы оценим представленную тему с помощью другой «Игры», но сначала предлагаю Вам подвигаться:

Физкультминутка (работа с залом)

Мы проблему изучаем,

Думаем и всё мечтаем,

Чтоб воспитанники наши

Говорить могли все краше…

Надо срочно отдохнуть…

В сказку окунемся сами,

И сейчас мы дружно встанем,

В «Буратино» поиграем!

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

Вот немного отдохнули…

Легче стало нам «играть»

С новой силой мы готовы

Много нового узнать…

Спасибо коллеги!

Время истекло, и я попрошу первую команду «ЗА» высказать свое мнение.

А теперь я попрошу высказать свое мнение команду «ПРОТИВ».

Спасибо за Ваше мнение.

Мне хочется подвести итоги нашей дискуссии.

Итак, уважаемые коллеги, можно сделать следующий вывод: театрализованные игры – эффективное средство, способствующее развитию связной речи, а также коммуникативной функции речи.

И в деятельности воспитателя с детьми и родителями всегда найдется место для использования театрализованных игр, что позволит повысить эффективность работы в данном направлении, а также позволит детям стать эмоционально отзывчивыми, коммуникабельными и уверенными в себе.

Предлагаю Вам второе задание:

«Дерево»

Перед Вами лежат листы с изображением деревьев (показываю командам листочки с деревьями). Выращенное дерево может нести радость, если воспитатель эффективно проведет свою работу с ребенком в дошкольном детстве по формированию связной речи. Если же эта работа не проводится, то дерево принесет совсем другие плоды.

Команде «ЗА» написать положительную работу по формированию связной речи дошкольника на каждом листике дерева, а команде «ПРОТИВ» написать отрицательную работу по формированию связной речи дошкольника.

Спасибо за выполненное задание, я Вас попрошу передать мне заполненные листы – деревья.

3 этап-заключительный.

Подведение итогов. Рефлексия.

На этом наша встреча подходит к концу, но прежде, чем закончить мероприятие команды заполните «Синквейн» (рефлексия). Это совсем не сложно.

(каждой команде раздаю листочки).

Синквейн- это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Зал заполняет синквейн по теоритической части.

(раздаю каждому педагогу листочки).

В итоге получится короткое нерифмованное стихотворение, которое будет посвящено данной теме.

(педагоги заполняют синквейн на своих местах в течение 1 минуты).

Синквейн:

Первая строка- тема синквейна (одно слово).

Вторая строка -два прилагательных по теме.

Третья строка -три глагола, описывающие действия темы.

Четвёртая строка – предложение из четырёх слов, Ваше мнение по поводу темы.

Пятая строка - одно слово, Ваше эмоциональное состояние сейчас ( например:«Класс!», «Супер!», «Ура!», «Устала»).

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашего разговора была для Вас полезна и интересна. Большое Вам спасибо! Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Сегодня я предлагаю вам свой опыт в форме мастер – класса по теме: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников». Слайд №2.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Особенности связной речи детей дошкольного возраста Особенности связной речи детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Мусорина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка».

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (2 часть) 1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с.

Развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Связной называют такую речь, которая.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра»
Опубликовано: 9 января 2017 в 18:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мастер-класса «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театра»» (включая файлы) размещена пользователем светлана одинцова (УИ 998187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД