Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств посредством сказкотерапии»

Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств посредством сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование патриотических чувств посредством сказкотерапии“» размещена в разделах

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с пересказом известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого нравственного и творческого восприятия сказки. Выросло поколение, которое не воспитывалось на русских народных сказках, на сказках отечественных писателей. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки - сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты, устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

- дружба помогает победить зло;

- добрые и миролюбивые побеждают;

- зло наказуемо.

В ходе опроса воспитанников «Читают вам дома сказки, выяснилось, что детям практически не читают дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту.

Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. И сегодня, сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих образовательного процесса в ДОУ. За время работы в группе приходиться сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость. Я искала разные подходы, методы работы с детьми. И обратилась к методу сказкотерапии. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно научить ребенка быть добрым, привлекательным, аккуратным, отзывчивым, привить нравственно - патриотические качества. Я с помощью сказки помогаю ребенку решить возрастные, ситуативные трудности. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации.

Сказка - это рассказ об отношениях людей между собой, людей с природой, с животным миром. Эти отношения имеют четкую моральную направленность. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Работая в группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимых сказок «Мороз Иванович» В. Одоевского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака: «Вы можете себе представить, как главные героини этих сказок вырывают у кого-то игрушку, бьют игрушками по голове, рвут книжку». А кто мог поступить так грубо? Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев. Например: в театрализации сказки «Под Грибом» В. Сутеева, мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли поступили герои сказки, уступая место зайцу под грибом?», «Что чувствовал заяц, когда герои сказки помогли ему спастись от лисы». Дети сразу не могли найти словесного определения тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя. Воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклеив нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол.

Учитывая индивидуальные особенности ребенка, использую такие сценки, как «Спаси воробушка от кота», «Кот - ворюга», «Два жадных медвежонка», где отражены как положительные, так и отрицательные качества. На них дети постепенно учатся мирному разрешению конфликтов, учатся справляться со своими эмоциями.

Особенно хорошо отражен труд людей в русских народных сказках, сказках отечественных авторов, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. На примере сказки В. Сутеева «Разные колеса», дети поняли, что дружба помогает совершать добрые дела. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается.

Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто в совместной деятельности с детьми, сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым моим руководством. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только познавательные процессы, но и умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей.

В процессе своей работы с детьми я пришла к выводу, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, дети «не видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти любимых, запомнившихся ими героев. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки.

Сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.

Все сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это отображено в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть - надо только его поискать.

Работа по формированию нравственно - патриотических чувств детей через сказкотерапию дает хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Подводя итог, я могу сказать, что сказкотерапия актуальна в наши дни. Она привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Сказкотерапия учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому сказкотерапия способствует становлению ребенка как личности.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств посредством сказкотерапии»
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 10:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств посредством сказкотерапии»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Другова (УИ 207787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД