Валерия Жукова
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»
Подготовил воспитатель :
Жукова В. А.
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»
А. С. Макаренко
Публикация «Консультация для воспитателей „Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прежде чем говорить о воспитании, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать? В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше начинаем думать об обучении, причем чуть ли не с самого раннего возраста. Никто не возражает против обучения, против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного- воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики. Но не будем забывать о том, что если мы с любовью, знанием, уважением и бережностью заглянем в смысл русских слов- нам откроется целый учебник жизни, по которому смогут учиться многие поколения людей, для которых русский язык родной. Так, слово «воспитание» есть не что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным, а значит- Прекрасным. Гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы духовного и нравственного воспитания. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него Эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Духовно-нравственное воспитание- это «фундамент» развития ребенка, его души и сердца. Что есть вообще нравственность? Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя, нравственная сущность человека. Получается, что духовность и нравственность это практически одно и то же. Может ли нравственность и духовность существовать друг без друга? Могут, но тогда они не несут полностью заложенного в них смысла, поскольку один из компонентов будет потерян.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Все лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью. Когда размышляешь о воспитании человека, то всегда волей- неволей рука тянется к жемчужинам человеческой мудрости, к мыслям и изречениям великих людей: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов). «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Л. Бетховен). «Благородно только то, что бескорыстно» (Ж. Лабрюйер). Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человеком и которая дана нам для улучшения себя и совершенствования нашего великого дела- Воспитания Человека. Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных человеческих качеств характера, а вернее сказать синтез, потому что эти качества должны в нем гармонично сочетаться. Главным критерием и следствием этой внутренней гармонии должно быть творение добра и непрерывное духовное самосовершенствование. Опыт показывает, что неправильное представление у детей о дружбе, о добре, о честности, о справедливости являются причиной частых конфликтов между собой. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», «любовь», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Педагог должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения взаимоотношений. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали. Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. На этой основе мы можем дать истинное образование, которое неразрывно с пониманием смысла жизни и предназначения Человека. Хочется закончить словами великого человека: «Годы детства- это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухомлинский).