Елена Сафиева
Консультация для воспитателей «Окружающий мир как средство развития жизнерадостности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Окружающий мир как средство развития жизнерадостности
у детей дошкольного возраста»
Сафиева Елена Николаевна"
Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
Публикация «Консультация для воспитателей „Окружающий мир как средство развития жизнерадостности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Вопрос о развитии познавательной активности у детей младшего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален:
1. Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.
2. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения. Ведь игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи и отношения.
Окружающий мир познаётся ребёнком, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами.
Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в нём. Для ребёнка, это, прежде всего предметы обихода и игрушки. Как хочется посмотреть, что же там внутри, как они устроены, умеют ли плавать, крепко ли привинчены друг к другу. На множество этих вопросов ребёнок ищет ответ самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло. Помогут в этом игры.
Поставьте миску с водой, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребёнку самостоятельно, или с вашей помощью изучать их свойства (плавают они или тонут, намокают или нет, лёгкие или тяжёлые.).
Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Предложить ребёнку играть с множеством вещей. Пусть режет ножницами разные тряпочки, рвёт бумагу, разбирает на части крупные бусы. Хорошо, если ребёнок расскажет вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть.
Ребё нок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми младшего возраста.
Создание условий для развития познавательной активности посредством исследовательской деятельности позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды : уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Основной формой детской исследовательской деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах:
А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски.
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!
Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды :
разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов, резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.
Во время исследовательской деятельности с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия.
Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается.
В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.
Исследовательская деятельность как основной способ познавательной активности в младшем дошкольном возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
И я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку-действие.
Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше.
Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало всходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы
Опыт 1. «Кувшинка»
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке?
Опыт № 2 «Волшебный виноград»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
И вот лягушонку захотелось устроить разноцветный праздник.
Опыт 3. «Взрыв цвета»
Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Опыт №4 «Мы-фокусники»
Оборудование: стакан с водой, монетка, магнит.
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку. - Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло?
Вывод: Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Лягушонок увидел на поверхности воды соломинку и ему захотелось напиться с помощью соломинки.
Опыт № 5. «Соломинка-пипетка»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды.
Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками? Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать. Давайте мы с вами тоже каждый для себя нарисуем друга-Капитошку в память о сегодняшней встрече.
Опыт 6. «Мой друг Капитошка»
Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.
Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для каждого – Капитошка.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми заключается в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы! Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны. Наши эксперименты помогают развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям» и является средством развития жизнерадостности.
Спасибо за внимание!