Светлана Здоровцова
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по экологии
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры по экологии“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр.
Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами.
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Игра «Вершки – корешки»
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению.
Игра «Собери букет».
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; совершенствовать навыки соотнесения и различения цветов; формировать умение называть цвета.
Игра «Собери картинку» (Сложи животное)
Цель: Развивать произвольное внимание у детей, мелкую моторику, память, воображение.
Игра «Чей домик?»
Цель: Закрепить знания о животных и местах их обитания, развивать мелкую моторику.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением животных, а дети показывают место, где они живут. (лиса-нора, медведь-берлога)
Игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Закрепить знания об объектах живой природы.
Ход игры: Воспитатель называет объект живой природы, а дети изображают его мимикой, жестами, словами.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель передает ребенку мяч и называет гриб. Ребенок, взяв мяч, говорит съедобный он или несъедобный. Игра может проходить и наоборот.
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Игра «Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закрепить умение классифицировать животных, птиц, рыб.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Ребенок должен назвать птицу (воробей).
Игра «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель кидает кому-нибудь мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Ребенок называет растение: морковь, лук ит. д.
Итог:
Игры детей являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.