Кошлякова Татьяна Александровна
Консультация для воспитателей «Диафильмы о природе, их роль и значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Диафильмы похожи на книги. По содержанию они чаще всего сказки или произведения детских писателей. Однако форма их показа совсем не то, нежели чтение книги.
Диафильмы отличаются большей иллюстративностью содержания. Картинкой сопровождаются каждые 2-3 строки литературного произведения. Для образного мышления дошкольников – это важное условие понимания текста. Диафильмы для ребят созданы по мотивам хорошо знакомых им сказок, героями которых являются животные, а местом действия лес, поляна. Если животные и окружающие их среда изображены реалистично, то в представлении ребенка складываются разнообразные картины природы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Диафильмы о природе, их роль и значение“» размещена в разделах
- Диафильмы. Создание диафильмов своими руками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Красочные кадры цветных диафильмов создают у детей полуреальный образ природы-леса и его обитателей. Собственный опыт ребенка еще не велик, поэтому в его представлении преобладает богатый и разнообразный мир сказочной природы, который будит воображение ребенка и рождает познавательный интерес к реальному миру.
В старшем школьном возрасте опыт ребенка, обогащенный наблюдениями во время различных поездок, экскурсий, чтением художественной литературы, просмотром телепередач, окажется настолько разносторонним, что в представлении дошкольника реалистические образы будут преобладать над сказочными. Но и в этом возрасте просмотр диафильмов может оказать своё развивающее действие.
Существует целый ряд диафильмов по мотивам произведений В. Бианки, Скребицкого, Г. Снегирёва и других писателей, которые раскрывают перед ребёнком, в доступной форме, различные стороны жизни животных, приспособительные особенности строения тела, поведения, образа жизни. Вот диафильмы по произведению В. Бианки «Как муравьишка спешил домой». Это сказочный сюжет о приключениях маленького муравья, случайно оказавшегося далеко от родного муравейника. В занимательной форме сказки писатель знакомит ребят с различными мелкими животными и способами их передвижения. Тут и гусеница землемер, и кузнечик, и жужелица, и паук, и другие насекомые.
После просмотра диафильма с ребёнком нужно обязательно поговорить. Можно спросить, кто же помогал муравьишке добраться до дома, как помогали насекомые маленькому муравью. Кроме этих вопросов можно задать такие, которые помогут понять, что разные способы передвижения осуществляются животными в разных условиях. Вопросы воспитателя могут звучать примерно так: «Что помогает майскому жуку летать по воздуху? Почему кузнечик может так высоко прыгать? Почему быстро бегает жужелица?» беседа с ребёнком о просмотренной ленте поможет осмыслить её содержание, повысит познавательный интерес, подтолкнёт его к самостоятельным наблюдениям. Оказавшись в лесу или на лугу, дошкольник будет с удовольствием наблюдать за их поведением, уже со знанием дела. Познавательный интерес будет глубже, если ленту просмотреть с ребёнком ещё раз. Представления станут отчётливее, понимание тоньше.
Диафильмы не только расширяют кругозор, но и углубляют и формируют чуткое отношение к природе, ко всему живому.
Интересны для ребят диафильмы Г. Снегирёва. Например, лента «Их защищает цвет», расскажет дошкольнику о такой приспособительной особенности животных, как маскировочная окраска. После просмотра воспитатель обращает внимание на то, что животному недостаточно только иметь окраску тела, которое совпадает с окружающим фоном, ему необходимо ещё уметь затаиваться, быть неподвижным в момент опасности. Дети узнают, что защитная окраска у животных бывает не только маскировочной, но и предостерегающей. Яркая, красная, оранжевая – это сигнал опасности. Сигнал, как бы говорит: «Не тронь меня, я не вкусный. Я опасный».
Содержание диафильмов – средство умственного и нравственного воспитания дошкольников, дающее детям возможность познакомиться с явлениями природы, фактами из жизни животных и зачастую способствует формированию у них проникновенного, доброго, по-настоящему гуманного отношения ко всему живому.