Наталия Годиева
Консультация для воспитателей. Значение зрительного восприятия в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап.
Публикация «Консультация для воспитателей, Значение зрительного восприятия в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для восприятия в дошкольном возрасте характерны ограниченность и неполнота, а также значительная эмоциональная обусловленность: ребенок в первую очередь выделяет все то, что более активно вызывает эмоциональные и ориентировочные реакции, яркие, блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи; при этом менее эмоционально значимые предметы остаются незамеченными. Вследствие недостаточного опыта ребенок затрудняется подразделить в своем восприятии существенные и второстепенные свойства предметов, не может правильно оценить величину, форму, удаленность и другие распространенные свойства.
Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста, сложность этой формы чувственного познания действительности.
1. Восприятие цвета и формы.
Так при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма, почему - либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания.
2. Восприятие целого и части.
Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета : на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей.
3. Восприятие картинки.
Детям-дошкольникам трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки. Существуют три уровня восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления, характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (или действия, которая длится от 6 до 9-10 лет; третья – стадия истолкования для детей после 9-10 лет. Намеченные стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта - картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия предметов, к выявлению сначала функциональных связей, а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями.
4. Восприятие пространства
Развитие ориентировки в пространстве, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию познания пространственных отношений и направлений.
Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Демонстрируют этот процесс только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Вплоть до семилетнего возраста очень неточным остается восприятие времени. На формирование образов восприятия большое влияние оказывает речевое общение с взрослыми.
Знакомя детей с окружающими предметами, взрослые помогают выделять в них существенные свойства, вследствие чего восприятие у детей становится все более целенаправленным, точным и полным.
Изменение психики ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Это могут быть: игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном, учеба в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками в подростковом, профессиональное обучение или подготовка к нему в юношеском. Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте влияет на формирование познавательных процессов дошкольника : внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития : для ощущения - младенческий возраст, речи - ранний, восприятия - дошкольный, мышления - младший школьный.
Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для того или иного возраста деятельность, то может наступить задержка психического развития, которая повлечет за собой отставание в развитии и затруднит переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для психического развития в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь.
Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется его восприятие. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Все виды деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует окружающую действительность.
Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры, социальные роли людей. Дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены, прежде всего, на развитие восприятия и мышления. Игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и будет продолжать развиваться. Приоритет займет мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие.