Ивлева Елена Сергеевна
Консультация для воспитателей «Безопасность собственной жизнедеятельности воспитанников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это особенный и значимый период в жизни человека, в котором формируется здоровье и личность. Опыт, полученный в детстве, влияет на взрослую жизнь. Родители и воспитатели играют ключевую роль в жизни ребенка, будучи рядом с ним в самом начале его жизненного пути. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной поддержке и близости, ребенок растет, развивается и учится доверять миру и окружающим людям. Мы желаем нашим детям счастья и всегда стремимся защитить их от бед и невзгод.
Эти невзгоды обусловлены этим обстоятельством.
Публикация «Консультация для воспитателей „Безопасность собственной жизнедеятельности воспитанников в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня в современном мире никто не застрахован от социальных потрясений, стихийных бедствий, экологических катаклизмов, роста преступности и экономической нестабильности. К сожалению, мы часто не осознаем ценность человеческой жизни. Поэтому наша главная задача - научить детей понимать, что человеческий организм - сложное и крайне хрупкое творение природы, и что нужно беречь и защищать свое здоровье и жизнь. Важность данной темы несомненна, и она требует нашего внимания и обсуждения.
Как сохранить здоровье детей и научить их разбираться в сложных ситуациях? Как обучить их взаимопомощи? Рассмотрев понятия "экстремальный" и "безопасность", мы понимаем, что то, что для взрослого не представляет проблемы, может быть серьезным испытанием для ребенка. Особую беспокойство вызывают маленькие и беззащитные члены общества - дошкольники. С первых лет жизни детей их любознательность и активность в исследовании окружающего мира, поощряемые взрослыми, иногда могут стать опасными для них. Поэтому формирование безопасного поведения у детей является важной задачей.
Часто детское воспитание сопряжено с множеством запретов. В то же время родители, заботливо относящиеся к своим детям, иногда не осознают, насколько часто они используют фразы вроде "не трогай", "отойди", "нельзя". Или же, наоборот, стараются объяснить что-то через длинные и не всегда понятные для детей наставления. Но все это может привести к противоположному эффекту.
Многие педагоги, имеющие опыт работы в детских садах, замечают, что дети становятся менее самостоятельными и инициативными из-за длительного пребывания в детском саду. Они испытывают затруднения с принятием решений, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют вести себя в экстремальных ситуациях и не осведомлены о правилах безопасного поведения. Многие педагоги считают, что важно не отчуждать детей от реальности на этом жизненном этапе. Основная цель воспитания безопасного поведения у детей заключается в том, чтобы дать каждому ребенку базовые знания о потенциальных опасностях.
Для обеспечения безопасности в различных жизненных ситуациях необходимо не только знать опасности, но и уметь правильно реагировать на них. Обеспечение безопасности детей в дошкольных учреждениях включает в себя формирование основных понятий об опасностях, развитие умения предвидеть их последствия, а также оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения о безопасном поведении. Кроме того, важно научить детей справляться с непредсказуемыми ситуациями, которые могут возникнуть на улице.
В домашней обстановке дети находятся большую часть времени, поэтому важнейшей задачей воспитателя является поощрение развития у них самостоятельности и ответственности. Для достижения этой цели необходимо уделить больше внимания организации разнообразных видов деятельности (таких как продуктивная, игровая, физическая, коммуникативная и другие) и позволить детям накапливать опыт. Ведь все усвоенные детьми знания и навыки должны быть применимы на практике, в реальной жизни.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка дошкольника:
1. Опасности, с которыми он может столкнуться дома.
2. Опасности контактов с незнакомыми людьми.
3. Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге.
4. Опасности на природе.
Существуют методы ознакомления детей с основами безопасности :
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и
классификацию.
Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения
применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и
готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он
выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение
приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному
формулированию выводов повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность
самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение
собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает
ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или
опровержение собственных представлений.
Игровой метод повышает качество усвоения познавательного материала и
способствуют закреплению чувств.
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого
воображения, использование опыта, закреплению знаний.
Методические приемы в ДОУ:
-проблемные игровые ситуации (ребёнок дома один; ребёнок дома с
друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д);
-чтение художественной литературы, посвященной безопасности детей;
-рассматривание иллюстраций, демонстрация иллюстраций;
-познавательные беседы, беседы с вопросами, закрепляющие опыт детей;
-прогулка;
-игра;
-эксперименты;
-сюжеты из жизни;
-продуктивная деятельность: аппликация, рисование.
Работа в ДОУ по безопасности жизнедеятельности ведётся через :
- организованную деятельность детей (занятия, игры-занятия, экскурсии,
тренинги,
- совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок,
беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной
литературы, обыгрывание ситуаций,
- самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, игрыинсценировки, дидактические и подвижные игры).
Для начала воспитателям необходимо выделить такие правила поведения,
которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят
их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить
детям, а затем следить за их выполнением.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,
дома, поэтому главная задача воспитателя – стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо
уделять организации различных видов деятельности (продуктивной, игровой,
двигательной, коммуникативной и т. д.) и приобретению детьми опыта. Ведь
всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на
практике.
Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его
жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент
сконцентрироваться и принять правильное решение. Большое внимание
необходимо уделять их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно
эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей,
надо заботиться о том, чтобы каждый ребёнок эмоционально переживал
успешность обучения. Для этого можно использовать специально созданные
ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка,
авансируя успех (у тебя получится, ты справишься) акцентируя на
положительные черты (ты такой внимательный).
Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей
действительности формируется из его практических взаимодействий с этой
действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его
чувственно-предметной деятельности. Решить поставленные задачи и достичь
данного результата возможно при осуществлении компетентностного
подхода. («компетентности» — как характеристики личности, обладающей
набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности
или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их
качество и количество на разных возрастных этапах развития людей
различных социальных групп отличается.)
Принципы организации воспитательно-образовательной работы
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы
организации работы.
• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем
разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети
оказываются не защищенными от представленных в нем определенных
источников опасности.
• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение
года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение
дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может
предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие
вопросы.
• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что
городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с
окружающей средой. Т. е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания
источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным
воспитанием.
• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного
возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к
сложному.
• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения
ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской
деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в
целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах
безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции,
действовать сообща, дополняя друг друга.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
• Воспитательная среда : необходимо создание атмосферы душевного тепла
и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя
уверенным, устойчивым к стрессам.
• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой
имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности
(альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра,
атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство
необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную
активность дошкольника. Необходима интеграция с другими
образовательными областями, что способствует формированию у детей
интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества,
как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к
трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих
действиях, развитие эмпатии.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности,
служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и
задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить
социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое
место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие
ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам,
качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним,
создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда,
предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира.
важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того
или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемнопоисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок
самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является
художественная литература. Она одновременно является источником знаний
и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого
используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи,
пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар
в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок»,
«Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов
«Телефон») Книжные иллюстрации также являются средством приобщения
детей к основам безопасности.
Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами
безопасности
Деятельность является одновременно условием и средством,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности
взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может
видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая
правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных
ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию,
овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и
на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку
возможность быть самостоятельным в познании мира.
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы
безопасного взаимодействия с окружающим.
Итак игра. По определению А. Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные
для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают
возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него
действительности».
Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх
ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить,
что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От
содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего
мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром,
действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно
поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но
отрицательное явление или факт.
В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю
необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольнопечатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка,
аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их
действительность. Отражение,построенное на работе воображения, на
отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через
слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование
соединяет с игрой. существует даже такой термин «игра-рисование» (Р. И.
Жуковская, т. е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя
участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки
«Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают
себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления,
какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения
этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их
взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью
фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему
возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между
тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта
взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее
спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых
вопросов — и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным
членом человеческого сообщества.
Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность,
которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с
помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами,
ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях,
овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть
предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного
обращения с ними.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности.
Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая
попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере
приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности,
помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это
уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда
развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для
достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от
своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как
приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.
Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный
опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все
запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с
другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если
внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует
миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину
может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться
расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен.
Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И
если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками,
взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья,
закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной
свечи, то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за
тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят;
перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет
правила обращения с опасными предметами.
Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В
процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет
возможность приобретать знания под руководством взрослого человека,
который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми,
вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной
литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и
конструктивную деятельность.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью
разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.
Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими
средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Взаимодействие с родителями.
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют
родители этого самого ребенка, которые должны быть эталоном для малыша.
В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.
И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с
детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить
готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень
осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо
воспитателю провести анкетирование и на основании полученных
результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей
понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо
правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая
родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как
можно меньше опасных ситуаций.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от
ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда
ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том,
чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном
проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы,
затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по
профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в
досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка,
фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных
мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности
жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с
потребностью общества в социально адаптированной личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только
высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного
поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания.