Виктория Осипова
Консультация для воспитателей «Адаптация педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в состав педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения нередко входят начинающие педагоги. Начинающий воспитатель – это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.
Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Начинающие педагоги взаимодействуют со многими людьми, возраст, опыт и статус которых превышает их собственный. Естественно, что они чувствуют себя неуверенно и испытывают высокий уровень тревожности. Если начинающий педагог не сможет своевременно влиться в коллектив дошкольного образовательного учреждения или изберет неверный вариант адаптации, то увольнение будет очень вероятным. Зачастую текучесть кадров в дошкольном образовательном учреждении вызвана именно этой причиной – сложностью адаптации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В результате, проблема адаптации педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении актуальна, как никогда. От того, как пройдет адаптация педагога в дошкольном образовательном учреждении, будет зависеть успех его профессионального становления.
Для того, чтобы процесс адаптации педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении был успешным, необходимо:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе,
- правильная организация форм работы с педагогом в адаптационный период.
Базой исследования являлось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида, основанное в 1987 году в г. Мытищи.
Адаптация – это естественный процесс приспособления педагога к условиям нового места работы и новому коллективу. Успешность и скорость адаптации напрямую влияет на качество работы и самого новичка, и всей дошкольной организации. Однако время адаптации индивидуально для каждого педагога, оно зависит и от предыдущего опыта работы, и от личностных качеств. В норме адаптация может длиться от недели до полугода.
Позиция администрации МАДОУ № 27 «Радость» заключается в том, чтобы отпустить начинающего педагога «в свободное плавание», сосредоточив все усилия методиста лишь на организации самообразования новичка. В результате, за анализируемый период лишь 40 % принятых на педагогическую должность сотрудников прошли успешную адаптацию, и работают по настоящее время.
Опрос, проведённый среди педагогов, устроившихся на работу в ДОУ в период с 2015 по 2017 г. показал уровень наличия проблем в период адаптации :
- испытывали проблемы по завоеванию доверия детей и их родителей – 100 % опрошенных,
- с профессиональной некомпетентностью столкнулись 80 %,
- трудности с вливанием в коллектив испытали 73 % педагогов.
Рассматривая мотивы, побуждающие опрошенных включиться в трудовую деятельность в ДОУ в качестве педагогов, были выделены следующие категории:
- удовлетворение потребности в самореализации в рамках имеющегося специального образования,
- получение определённых материальных и моральных благ, работая рядом со своим ребёнком,
- получение определённых материальных и моральных благ, работая рядом с домом.
С целью облегчения адаптации предлагается программа повышения уровня адаптации педагогических кадров к ДОУ.
В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны : анкетирование, консультации, круглые столы, наставничество, посещение открытых показов образовательной деятельности, внедрение педагога в общественную работу, организация выставок.
Ответственными за организацию и проведение мероприятий являются заместитель заведующей по учебно-методической работе (методист) и педагог-психолог. Другие специалисты ДОУ подключаются по мере необходимости.
Таким образом, только комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе ДОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – позволит обеспечить благополучные условия для функционирования ДОУ и реализации задач психолого-педагогического процесса.