Елена Колосова
Консультация «Формирование экологической культуры в личности ребёнка, путём приобщения дошкольников к миру искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологической культуры в личности ребёнка, путём приобщения дошкольников к миру искусств».
Публикация «Консультация „Формирование экологической культуры в личности ребёнка, путём приобщения дошкольников к миру искусств“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Необходимость приобщения дошкольников к миру искусства обусловлена многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является Культура, концентрирующая идеи и чувства людей разных исторических эпох, отражающая и оценивающая их представления о Красоте, Добре, Истине.
Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзного, «взрослого» искусства. Лишь в последнее время представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой, а также педагоги – практики обратили серьёзное внимание на эту проблему. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Кроме того, всё большее внимание специалистов привлекают не отдельные виды искусств, а художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор и как среда формирования личности ребёнка, что нашло отражение в различных концепциях и программах дошкольного воспитания и образования.
Художественная культура поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета и отражая весь окружающий нас мир (природу, социальную жизнь, внутренний мир человека и др., она оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей.
Искусству, как компоненту Культуры всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей, но если раньше его считали выразителем природной сущности человека, «игрой» его духовных и душевных сил, то для современных мыслителей характерно понимание Культуры, как целостного взгляда на мир, а искусство – как подсистемы Культуры, как предметного существования художественно – творческой деятельности, раскрывающей «тайну» Культуры, модель мира и человека в нём.
Для педагогов эти мысли представляют несомненный интерес, так как помогают определить возможности искусства для становления личности ребёнка, осмыслить его роль в педагогическом процессе, в том числе и дошкольного учреждения. Однако, к сожалению, понимая всю значимость искусства, воспитатели пока не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе синтеза искусств станет и развивающей средой, и фактором воспитания творческой личности.
В настоящее время создана интегрированная программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста, основой, которой явился синтез трёх видов искусства : живописи, музыки, литературы. Целью такой программы стали не знания, навыки и умения, а формирование субкультуры ребёнка, понимаемой, как единство его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития и т. д.
Концепция дошкольного воспитания предполагает экологическое воспитание детей с раннего возраста. В ней сказано: воспитывать – значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. В наш атомный век наиболее остро звучит проблема спасения земного шара от заражения окружающей среды промышленными отходами, радиоактивными осадками, от войн. Сейчас многие организации, такие как Гринпис, занимаются восстановлением экологической системы на Земле. Чтобы люди ценили природу, заботились о ней, надо воспитывать любовь к природе и окружающей среде с детства. Задача педагогов формировать ценностное отношение к природе. Здесь ребёнок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относится к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребёнка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается её красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей – любознательность ребёнка, которая может быть направлена взрослым к объектам, всё более и более сложным, и разнообразным. Взрослый вовлекает ребёнка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый даёт каждому ребёнку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.
Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства, и способы познания мира, его преобразования и переживания. Большое внимание воспитатели должны уделять формированию культуры чувств. Цель обучения – согласование рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему. Ребёнок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Осваивается язык эмоций.
Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура чувств.
В формировании экологического сознания и культуры чувств играет большую роль искусство. Жизнь ребёнка должна протекать в мире искусства, во всём его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребёнка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавая условия для детского эстетического творчества.