Надежда Алексеевна Старкина
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
«Использование нетрадиционной техники рисования
в работе с дошкольниками»
Выполнила:
воспитатель Старкина Н. А.
Саранск, 2015 год.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционное рисование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционным способом – это увлекательное завораживающее деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды должно учитываться, чтобы её содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрасту детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчёска, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. п., а выйдя на прогулку с детьми можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, семена деревьев. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать тем, чем хочешь. Проведение занятий с использованием нетрадиционной техникой рисования способствуют : снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма, фактурности, объёмности, цветовосприятия, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение, фантазию, во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Анализируя работы своих воспитанников, сделала вывод – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже сам взрослый не всегда сможет изобразить какой- либо предмет. Для этого я познакомилась с пособиями А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» и нашла в них много интересного материала, но для того, чтобы научить детей нетрадиционным техникам, надо было их познакомить с ними, формировать у детей технические навыки. Опыт моей работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет детям радость.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, ставить кляксы и получать при этом забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (чёрные, цветные). Уже 3-х летний ребёнок может смотреть на них и видеть образы. «На что похожа твоя или моя клякса?» такие вопросы полезно задавать ребёнку, т. к. они развивают мышление и воображение. После этого не принуждая, а предлагая ребёнку перейти к следующему этапу- обведение или дорисовка клякс. В результате можно получить целый сюжет.
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, гуашь легко смывается водой.
Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, след, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть. Плотная бумага любого цвета, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы вытереть руки салфеткой, легко смываются водой.
Рисование с секретом в три пары рук
Берётся прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослый и ребёнок, кто будет первый рисовать, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать и закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху, оставив чуть – чуть для продолжения (шея, к при меру, второй не видя ничего кроме шеи продолжает рисовать туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает и открывается весь лист и почти всегда получается смешно то несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Оттиск смятой бумаги
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью. Плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребёнок прижимает к штемпельной подушке смятую бумагу и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет меняется блюдце со штемпельной подушкой и смятая бумага.
Свеча и акварель
Средства выразительности: пятно, фактура, линия, цвет. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь. Листья разных деревьев, желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его крашеной стороной к бумаге для получения отпечатка, каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика. Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Картофельная печатка
Средства выразительности: элемент орнамента, узора, фактура. Материалы: картофель (картофелина делится пополам и на срезе с помощью ножа вырезается элемент орнамента, узора, предположим мордовского – крест, галочка и т. д., гуашь и тарелочки для неё, кисть, бумага или ткань, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок кистью наносит гуашь на картофельную печатку и делает оттиск (печать) на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге
Не так давно считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, но существует целый ряд предметов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчивость, например, если изображать следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснился сон», «Идёт дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и другие. Нужно научить ребёнка сделать бумагу немного влажной, если бумага будет излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в воде чистый комочек ваты, отжать его и провести по всему листу бумаги или по его части, если так требуется и бумага готова к произведению неясных образов.
Поролоновые рисунки
Можно сделать из поролона различные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволочкой к палочке или к не заточенному карандашу. Орудие труда готово, теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампа рисовать красные треугольники, зелёные круги и т. д. Можно с помощью этого устройства рисовать узоры и орнаменты.
Тычки из бумаги
Средства выразительности: точки, круги. Материал: бумага, блюдца с гуашью, тычки – изготовляются из полоски плотной бумаги, нужно свернуть полоску в «трубочку», плотность скручивания может быть разной и, в зависимости от этого, может получиться разный штамп. Хорошо рисовать тычком дымковскую роспись.
В заключение хочется отметить, что бездарных детей нет, есть нераскрытые дети и мы, воспитатели, должны им помочь. Как сказал Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».