Елена Табунщик
Консультация для воспитателей «Особенности общения со взрослыми и сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная ситуация развития. Особенности общения со взрослыми и сверстниками
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности общения со взрослыми и сверстниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социальную ситуацию психического развития в младенчестве JT. С. Выготский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью малыша и матери, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Наличие такого сознания, по мнению J1. С. Выготского, доказывается двумя фактами. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношение к человеку и предмету еще не расчленены. Так, предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательность, но она вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. Но ребенок еще не понимает, что он может обратиться ко взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты говорят о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней
общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, т. е. является максимально социальным существом. Поскольку малыш не может самостоятельно пере- двигаться, поддерживать свое существование, взрослый, как центр всякой ситуации взаимодействия с ним, не только обеспечивает его существование, выживание, но и направление активности по отношению к внешнему миру, создавая возможности для перемещения младенца в пространстве, захватывания предметов.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но имеет только экспрессивно-мимические — плач, крик — средства воздействия на него. Взрослый же, приписывая малышу понимание своих действий, надеется на его ответные реакции. И тогда ребенок выделяет взрослого как центральный элемент окружающего, у него складывается специфическая форма реагирования на взрослого — комплекс оживления (H. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова). Она включает в себя следующие компоненты:
- замирание и зрительное сосредоточение;
- долгий пристальный взгляд на взрослого;
- двигательные — вскидывание ручек, перебирание ножками, движения головы и всего корпуса с выгибанием в
«мостик» и энергичным шлепанием спинкой о матрас при виде взрослого;
- голосовые — вскрики, гукание, гуление, смех в ответ на говорящего взрослого;
- мимические — улыбка при виде лица взрослого, а затем просто на его голос.
Улыбка ребенка бывает разнообразной: слабой, с едва заметным движением губ; более выраженной, с вовлечением мимики всего лица; яркой, сопровождающейся блеском глаз и смехом. В отличие от социальной улыбки физиологические наблюдаются уже в первые дни жизни во время еды, купания, как бы при чувстве удовольствия, но не имеют психологического содержания, поскольку не вызываются по желанию взрослого и не приурочены к определенным ситуациям.
Комплекс оживления как форма поведения выполняет две ф у н к ц и и : экспрессивную, сопровождая радость младенца по поводу воспринятого, и коммуникативную, выступая средством общения. Ведущей является вторая, так как комплекс оживления выражает активность малыша, направленную на взаимодействие со взрослым, а его компоненты он использует адекватно целям общения. Сосредоточение помогает воспринять воздействие взрослого. Улыбка говорит о том, что это воздействие принято и доставляет ребенку удовольствие. Движения и вокализации привлекают внимание взрослого. После 4 мес. комплекс оживления начинает распадаться, поскольку его компоненты превращаются в относительно независимые.
К 2 мес. на основе тех потребностей, которые начинают функционировать раньше, — органические нужды ребенка, потребность в новых впечатлениях завершается формирование потребности в общении со взрослым. Ее показатели возникают в такой последовательности:
- внимание и интерес ко взрослому (взгляд в глаза, говорящие о направленности ребенка на его познание, и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей;
- эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему (ответная улыбка на воздействия взрослого);
- инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе, проявить себя, показать свои умения и способности (инициативные улыбки, двигательное оживление, вокализации);
- чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие им той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки.
Отношение к ребенку как к личности — главное условие для становления коммуникативной деятельности. Ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.
Первой формой общения со взрослым является ситуативно - личностная. Содержание потребности в таком общении составляет стремление к его доброжелательному вниманию. Мотив общения — личностный, когда взрослый выступает как нежный и ласковый доброжелатель. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств в виде ситуативных эпизодов обмена выражениями ласки и нежности. В эмоциональных кон- тактах со взрослым у младенца возникает стремление поделиться с ним своими переживаниями и способность сопереживать ему, а также аффективно-личностные связи между ними, положительное отношение к миру, людям и уверенность в себе. Общение обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание, стимулирует становление перцептивных действий разных анализаторов и систем и реакции хватания.
С 6 мес. жизни ребенка ситуативно-деловое общение разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Малышу, интенсивно осваивающему манипулирование с
предметами, необходимо, чтобы взрослый не только был внимателен к его занятиям, но и участвовал в них, оказывал помощь, подбадривал и хвалил за успехи. На первый план в общении вы- ступают деловые мотивы, взрослый рассматривается как эксперт по оценке умений, образец для подражания, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметно-действенными операциями (приближение или удаление, протягивание и вручение предметов, изображение действий и пр.). Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами: протягивает предмет, приглашая к игре, и пр. Общение эмоционально окрашено не только положительными, но если поведение взрослого не устраивает малыша, и отрицательными эмоциями, такими, как обида, гнев.
Деловое общение способствует тому, что ребенок переходит к освоению специфических манипуляций, а затем культурно- фиксированных действий с ними, начинает овладевать речью.
Общение в младенчестве носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только по поводу данной ситуации. Не владея основным средством общения — речью, малыш не может выйти за ее пределы. Но тесное взаимодействие между ребенком и взрослым начинает постепенно разрушаться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функций. Дальнейший разрыв ситуации «Мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша, ведь он сам выбирает объект для будущих действий.
В младенчестве складываются предпосылки общения со сверстниками. Формирование потребности в таком общении начинается с 3 мес. — с появления ориентировочно-исследовательской активности на сверстника, нацеленной на ознакомление с ним прежде всего как с интересным объектом или игрушкой. Они трогают лицо сверстника, одежду, ощупывают голову и другие части его тела, не реагируя на его протесты, словно не слышат его громкого плача или крика. В то же время они адресуют малышу те же субъектные действия, что и взрослому : заглядывают в лицо, улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность под влиянием восприятия другого ребенка. Начиная с 3 мес., младенцы избирательно относятся к ровесникам, предпочитая динамичного, эмоционального малыша как источник богатых впечатлений, инициативы, активности. В первом полугодии избирательность у младенцев имеет объектный характер.
Следующий этап формирования потребности в общении с детьми у младенцев (5 — 6 мес.) — возникновение ярких эмоций
при восприятии сверстника : удовольствие от доставляемых им новых впечатлений, заражение общим весельем в группе ровесников, опасение и досада от их неосторожных движений.
Третий этап возникновения этой потребности относится ко второму полугодию первого года жизни, когда начинают складываться сложные формы поведения — подражание, совместные игры: ползком догоняют друг друга, прячутся, закрывая руками лицо, размахивают друг перед другом игрушками и безудержно смеются. К 12 мес. впервые появляются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий, признаки субъектного отношения к сверстнику.
Контакты со сверстниками служат у младенцев источником развития познавательной деятельности, поиска и исследования, подражаний и совместной деятельности, сильных как положительных, так и отрицательных переживаний, дополнительных новых впечатлений. Они помогают обнаружить и показать собственные способности, наладить совместные практические действия.