Исмагулова
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковая гимнастика для детей»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика для детей представляют собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику и способствующих формированию речевых навыков.
Публикация «Консультация для воспитателей „Пальчиковая гимнастика для детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
С первых месяцев жизни ребёнка с ним могут заниматься родители – эта методика очень проста и доступна, к тому же не требует специальной подготовки. В программу дошкольных образовательных учреждений помимо прочего часто входит и пальчиковая гимнастика для детей. В детском саду проводятся коллективные занятия в форме весёлой игры. Чем полезны детские пальчиковые гимнастики? Взаимосвязь между упражнениями аналогичными современной пальчиковой гимнастике и развитием творческих и интеллектуальных способностей была известна ещё в глубокой древности.
В ХХ веке после более детального исследования строения и работы нервной системы человека, а также серии практических экспериментов, положительный эффект от применения этой методики при воспитании детей получил научное подтверждение. С точки зрения физиологии человека, результаты занятий пальчиковой гимнастикой связаны с тем, что области головного мозга, отвечающие преимущественно за мелкую моторику рук, расположены вблизи речевых центров. По этой причине, стимулируя активность одной части мозга, можно развивать другую. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Пальчиковые игры оказывают следующее действие:
движения пальцами рук стимулируют активность коры головного мозга, что способствует развитию мышления ребёнка;
развитие мелкой моторики согласует работу речевых центров мозга. Как результат, речь ребёнка в дальнейшем становится более связной, чёткой и логически последовательной. Такая закономерность хорошо прослеживается на некоторых педагогически запущенных детях – у них наблюдается отставание в речевом развитии движения, а движения пальцев не отличаются ловкостью, тонкие манипуляции им почти не доступны;
пальчиковая гимнастика развивает воображение ребёнка, а если взрослый будет рассказывать рифмованную историю нараспев, то ещё и музыкальный слух;
методика формирует способность концентрировать внимание и распределять его на решение действительно актуальных задач. На протяжении всего занятия ребёнок должен внимательно следить за ходом повествования и принимать в нём деятельное участие;
система упражнений развивает память. От малышей требуется запоминать последовательность слов и действий взрослого, а затем максимально точно воспроизводить их самим;
сеансы пальчиковой гимнастики проходят в форме весёлой игры, что помогает наладить тесный психоэмоциональный контакт между маленьким ребёнком и его родителями или педагогом;
стимуляция мелкой моторики в раннем возрасте помогает развить навыки письма, рисования и способности к тонким ремёслам;
по результатам занятий речь ребёнка приобретает большее интонационное и смысловое разнообразие, ровный темп, теряет монотонность.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и
указательным пальчиками)
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски (по очереди разгибают пальчики из кулачка,
У Алёшки – две картошки начиная с большого, на одной или обеих
У Серёжки-сорванца руках)
Два зелёных огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
«Компот»
Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки
«мешают»)
Будем яблоки крошить (загибают пальчики по одному, начиная
Грушу будем мы рубить. с большого)
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
«Игрушки» (работа над темпом и ритмом речи)
На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочерёдно все пальчики)
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочерёдно все пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками)
«Обувь» (работа над темпом и ритмом речи)
Посчитаем в первый раз, (попеременные хлопки ладонями и
Сколько обуви у нас. удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви загибают по
Для Наташки и Серёжки, одному пальчику, начиная с большого)
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого,
на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и стучат
Много мебели в квартире. кулачками)
«Посуда»
Раз, два, три, четыре (удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная
с большого)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная
Ковшик тоже развалился, с большого)
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали -
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
«Снежок» (координация печи с движением, развитие воображения).
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони
вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
«Кормушка для птиц»
Сколько птиц к кормушке (ритмично сжимают и разжимают
нашей кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику)
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (опять сжимают и разжимают кулачки)
«Ёлочка»
Перед нами ё лочка: (пальцы рук переплетены, из больших
пальцев – верхушка «ёлочки»
Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики
выставлены)
Шарики, фонарики, (шарики из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего
пальцев; обе ладони сложены, пальцы
сжаты)
Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят
на столе)
«Уточка»
Шла уточка бережочком («идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь)
Вела детей за собою,
И малого, и большого (загибают безымянный палец; большой
палец)
И середнего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец)
И самого любимого. (загибают указательный палец)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками
Продаёт она орешки. друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная
Воробью, синичке, с большого)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары
Кому в зобок кулачками)
Кому в лапочку.
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками
друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, поъёмный кран –
Настоящий великан!
Сколько вместе? (хлопают попеременно в ладоши и
Как узнать? ударяют кулачками друг о друга)
Помогите сосчитать!
«Весна. Апрель»
Кап, кап, кап – звенит капель. (ритмично, на каждый слог стучат по
Приближается апрель. столу подушечками пальцев, начиная
с большого)
«Козочка» (развитие подражательности, творческого воображения)
Я козочка Ме-ке-ке, (идут по кругу)
Я гуляю на лужке.
Острые рожки, (показывают «рожки», прыгают на
Тоненькие ножки. носочках).
На самой макушке - (ладошками показывают «ушки»)
Бархатные ушки.
Язык полотняный, (показывают язык «лопатой)
Хвостик конопляный… (рукой показывают «хвостик»)
Как прыгну – сразу забодаю. (прыгают, «бодаются»)
16. «Ласточка»
Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец
Милая касаточка, «здоровается» дважды с одним
Ты где была, пальчиком, начиная с указательного, -
Ты с чем пришла? сначала на правой, потом на левой руке)
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу Весну-красну!
17. «Пчела»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк (на каждое название насекомого
И весёлый мотылёк, загибают один пальчик)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и
подносят к глазам)
Пожужжали, полетели, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
18. «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших)
В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу)
За черникой, (загибают пальчики, начиная с большого)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
19. «Алёнка»
Алёнка-малёнка (хлопок ладонями, удар кулаками друг
Шустра, быстра: о друга – 2 раза)
Воды наносила, загибают пальчики по одному, начиная
Сарафан дошила, с большого)
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела (хлопок ладонями, удар кулаками друг
В охотку ей дело. о друга – 2 раза)
20. «Что принёс нам почтальон?»
Что принёс нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибают по
В бандероли – две кассеты одному пальчику, начиная с большого)
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
21. «Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая (ритмичные хлопки в ладоши и удары
Да весёлая. кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих
руках)
Два Степана у сметаны (загнуть средние пальцы)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (загнуть безымянные пальцы)
Питаются.
Две Ульки в люльке (загнуть мизинцы)
Качаются.
22. «Жил да был один налим»
Жил да был один налим, (плавные движения сложенными
ладошками, имитирующие движения
плавников).
Два ерша дружили с ним. (ладони раздвинуты; движения ладонями
порознь).
Прилетали к ним две утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями).
По четыре раза в сутки
И учили их считать: (сжимать и разжимать кулачки).
Раз, два, три, четыре, пять. (загибать пальчики, начиная с большого)
«Стол и стул»
У стола четыре ножки (левая рука в кулачок)
Сверху крышка, как ладошка. (сверху на него опускается ладошка)
Ножки, стенка и сиденье - (поднять левую руку с раскрытой ладонью)
Вот вам стул на удивленье! (к нижней части ладони приставляется
кулачок с большим пальцем вниз)
«Овощи»
В огороде много гряд –
Тут и репа и салат, (овощи пересчитываются на пальцах)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох? (развели руками)
Наш зелёный огород
Нас прокормит круглый год! (сделали круг руками)
25. «Осень»
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листики красные,
Листики жёлтые, (загибают пальчики)
Листья зелёные.
Листики разные мы соберём, (показывают кулачки)
Маме осенний букет отнесём. (шагают)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять. («идут» указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, (ладошками «лепят»)
Птичек крошками кормили («крошат» хлеб)
С горки мы потом катались. (ладонями вниз)
А ещё в снегу валялись. (поворачивают ладошки)
Все в снегу домой пришли, («отряхивают» снег)
Съели суп (движения пальчиком по ладошке)
И спать пошли. (руки под щёку)
«Одежда. Варежки»
Маша варежку надела, (сжимают пальцы в кулак)
Ой, куда я пальчик дела? (все пальцы разжимаются, кроме большого)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла –
Поглядите-ка, нашла! (разогнуть все пальцы)
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик,
Как живёшь? (сжать пальцы в кулак)
«Дом»
На поляне дом стоит. (изобразить крышу ладонями)
Ну а к дому путь закрыт. (развернуть ладони к себе, мизинцы
соприкасаются)
Мы ворота открываем, (ладони – параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем. (изобразить крышу ладонями)
«Дом»
У мишки дом большой, (встать на носки, подтянуться, руки вверх,
У зайки домик маленький. присесть на корточки, изобразить крышу
ладошками)
Мишка наш пошёл домой (переваливаются с ноги на ногу)
А за ним и заинька! (прыгают)
«Цветы»
Наши красные цветы (медленно разжимают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши красные цветы (медленно собирают пальцы в кулак)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, (покачивают кулаком)
Головой качают.
«Пальчики на прогулке»
Раз, два, три, четыре, пять. (поочерёдно разгибать пальцы, сжатые в
Вышли пальчики гулять. кулак, начиная с большого)
Этот пальчик чистил стол, (загнуть мизинец)
Этот пальчик гриб нашёл, (загнуть безымянный палец)
Этот резал, (загнуть средний палец)
Этот ел, (загнуть указательный палец)
Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец)
«Наши пальчики устали»
Мы играли, мы играли, (дети вытягивают руки вперёд и
Наши пальчики устали. показывают пальцы)
Руками хлоп-хлоп, (хлопают)
Ножками топ-топ. (топают)
«Прогулка»
Этот пальчик в лес пошёл, (дети загибают поочерёдно пальчики,
Этот пальчик гриб нашёл, начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел!
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - (пальцы сжаты в кулачок)
Вышли пальчики гулять. (разгибание пальчиков из кулачков,
Раз, два, три, четыре, пять - начиная с большого)
В домик спрятались опять. (зажимают пальчики в кулачок, начиная
с мизинца)