Вера Кийкова
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников как фактор формирования осознанного отношения к здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей: «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников, как фактор формирования осознанного отношения к здоровью».
Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для создания прочного фундамента экологического воспитания человека. Дети верят всему, о чём ему рассказывает взрослый и смотрит на мир с открытой душой и сердцем. Поэтому то, как он будет относиться к этому миру, зависит, прежде всего, от нас – взрослых. Перед нами стоит сложная задача – показать, рассказать об уникальности и красоте окружающей нас природы так, чтобы детям захотелось ценить и беречь её.
Темочки:
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды и именно от нашего обращения с природой зависит наше здоровье.
Когда детям задаю вопрос: «Что для человека самое ценное и дорогое, важное?».
Дети сразу же, не задумываясь, отвечают, что это мама. Во время бесед, рассуждений, мы с детьми делаем вывод, что самое ценное и важное – это наше здоровье.
А что надо делать, чтобы быть здоровым. Дети отвечают, что надо делать зарядку, заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, дышать свежим воздухом. Да, действительно – солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Это такое обобщающее понятие. Работая по темам недели, затрагиваю тему здоровья человека, его безопасности в разнообразных формах : это и наблюдения в природе, непосредственно образовательная деятельность, в режимных моментах, в труде, в играх, экспериментировании, так как формы и методы работы с детьми разнообразны.
Имея в группе уголок природы, даём детям знания, что растения живые существа, они не только украшают группу, но и дают нам кислород. Но для них необходимы условия. Не только свет, тепло, земля, но и наша забота. Когда пыльные листья, растениям трудно дышать, воздух загрязняется, а для здоровья человека это вредно.
Во время прогулки некоторые дети иногда не из вредности, а из интереса, могут сдирать кору с дерева. Кроме рассказов и объяснений, провожу с детьми эксперимент на примере картошки. Берём две картошки, одну из них чистим, вторую оставляем неочищенной и оставляем для дальнейшего наблюдения. При этом рассматриваем, что у всех живых существ есть покров: кожа у человека, у растений кора, у овощей и фруктов кожура. Через некоторое время дети замечают, что очищенный картофель почернел, а потом и совсем высох и стал, как камень. А с не очищенным никаких изменений не произошло и он прекрасно сохранился. Делаем вывод, что если мы поранимся, наше тело тоже страдает, дерево – засохнет и погибнет.
Наступила зима, выпал снег, дети радуются, играют в снежки, катаются на ватрушках, а иногда мы наблюдаем, как некоторые дети этот снег пытаются есть. Перед следующей прогулкой мы играем в игру «Хорошо – плохо». Дети называют что хорошего, когда выпал снег, а что плохо? На этот вопрос ответов у детей уже меньше. Прочитали рассказ Калининой Н. Д. «Снежный колобок», где мальчику стало жалко колобка, и он принёс его
в кармане в садик. Мы изучаем свойства снега, приносим в группу снег в посуде, который естественно тает, находим в талой воде песчинки, с той целью, что в желудок может попасть грязь. На примере какого - нибудь сказочного героя, рассказываю выдуманные истории, как на улице ему было так весело и интересно играть: и снег он попробовал и в сырую погоду он в снегу повалялся, делая ангела и звезду. Но почему- то на следующий день ему было совсем не весело. Дети высказывают свои предположения, делают выводы.
Очень привлекают детей ледяные дорожки и когда они выходят на прогулку, то начинают скользить в разных направлениях, не задумываясь о безопасности. Изучаем свойства льда: скользкий, твёрдый, гладкий, холодный. Чем похожий и чем не похожий лёд и снег. Здесь необходимо детям знать, что для безопасности надо соблюдать правила и кататься друг за другом в одном направлении.
Также при ознакомлении со свойствами воды и воздуха тоже создаю проблемные ситуации, былины и небылицы, проводим опыты и эксперименты, где дети рассуждают, приходим к выводу.
Недавно мы пригласили маму Алины, Наталью Владимировну (она тоже занимается вопросами экологии). Она показала детям интересную презентацию о том, как мы можем сохранить нашу Землю чистой и красивой. Наталья Владимировна подарила детям игру «Сортировка мусора», в которую дети с удовольствием играют, объясняем для чего это надо делать.
Провожу с детьми словесные игры. Например: «Что будет, если?
- Что будет, если в залив один мальчик бросит стеклянную бутылку? А два мальчика? А три? А много?
- Что будет, если в выходной день из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? А две семьи, а три?
- Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? А много машин?
- Что будет, если не потушить костёр в лесу?
- Что будет, если исчезнут все насекомые?
Подбираю детям экологические сказки :
«Зайчик и медвежонок», «Маша и медведь», «Сказка про хламище – окаянище», «Нет места мусору». Герои мусорили, а потом при следующем посещении ранились.
Сказка «Благородный гриб». Ведь по осени дети могут сорвать гриб, не зная его названия и потом несут показать воспитателю.
Игра «Береги природу». На столе располагаем картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д., убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшими существами, если на земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
Вот несколько примеров я привела по этой теме.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. А Родина наша находится на планете Земля, а ведь здоровье планеты – наше здоровье.