Морозова Лариса Васильевна
Консультация для воспитателей «Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
"Создание картинно-графических схем для составления
описательных рассказов с детьми 5-6 лет"
Основной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи по развитию у них связной описательной речи является организованная образовательная деятельность (ООД). Занятия по развитию навыков связной описательной речи имеют определенную последовательность, органично соединяют структуру и этапы:
1 часть: Организационный (загадки, лексические упражнения, присутствие игровых персонажей, путешествия, ИКТ, проблемная ситуация).
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание картинно-графических схем для составления описательных рассказов с детьми 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
2 часть: Работа по накоплению словаря в практической деятельности (детям предоставляется возможность практическим способом изучить предмет, который в дальнейшем станет предметом описательной речи); параллельно ведется работа по отработке лексического, грамматического, синтаксического компонентов речи, слоговой структуры.
3 часть: Работа с сенсорно-графической программой (воспитатель предлагает ребенку графическую модель описания, которая одновременно является и программой исследовательской деятельности).
4 часть: Составление рассказа с опорой на графический план (сенсорно-графическая схема наглядно показывает детям порядок, последовательность описания предмета).
5 часть: Заключительная (рефлексивно-перспективное направление представляет детям возможность выразить эмоции по итогам деятельности и направляет на самостоятельную деятельность) [5, с. 192].
Применение картинно-графических схем в образовательно-воспитательном процессе представляет дошкольникам с недоразвитием речи возможность расширить объём активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, развить все виды связной речи, в частности, описательный, и обеспечить многократность повторения изучаемого материала.
Целью работы стало развитие описательного компонента речи и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи III уровня посредством введения в воспитательно-образовательный процесс одного из видов наглядного моделирования – картинно-графических схем.
Перспективное, календарно-тематическое планирование воспитателя по развитию описательного вида речи старших дошкольников с недоразвитием речи III уровня, технологические карты организованной образовательной деятельности с использованием картинно-графических схем представлены в приложении (приложение 1, приложение 2, приложение 3).
На основе анализа содержания образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также указанных выше характеристик, были определены направления работы педагога по созданию картинно-графических схем по следующим лексическим темам: «Посуда в нашем доме», «Транспорт», «Наша Армия», «Комнатные растения», которые состояли из последовательной реализации 3 этапов:
1 этап - подготовительный. Включал мотивацию: создание условий для возникновения у детей внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности. В совместной творческой деятельности с воспитателем, дети симметрично распределяли предметные картинки, тонировали цветными карандашами листы, закрашивали красками некоторые элементы схем, обводили по контуру картинки.
Кроме этого, реализовывалась взаимосвязь с родителями – полноправными участниками образовательно-воспитательного процесса, которые вместе с детьми участвовали в предварительной работе по созданию картинно-графических схем : занимались подбором необходимых предметных картинок по каждой лексической теме.
2 этап – содержательный: построение картинно-графической схемы. Для этого использовались тонированные листы формата А2, расположенные горизонтально, краски, фломастеры, клей, цветные карандаши, предметные картинки. Лист разделен на прямоугольники (по количеству определенных признаков, в которых последовательно расположены признаки, по которым достаточно полно можно составить описательный рассказ по предлагаемой лексической теме. В совместной творческой деятельности с воспитателем, дети симметрично распределяли предметные картинки, тонировали цветными карандашами листы, закрашивали красками некоторые элементы схем, обводили по контуру квадратов (по количеству характерных признаков предмета). В схему входят определенные наборы признаков, по которым достаточно полно и четко можно описать основные свойства и детали игрушки картинки.
Весь процесс работы на данном этапе сопровождался активной беседой педагога с воспитанниками, диалоговой формой общения, обговариванием содержания картинно-графической схемы, составлением предложений по картинкам, связных рассказов по содержанию, то есть дети постепенно и целенаправленно знакомились со схемой.
3 этап – заключительный. На данном этапе работа воспитателя включала в себя создание развивающей предметно-пространственной среды группы, игровой деятельности, предполагала создание устойчивого интереса к окружающему миру, поддержание детской инициативности и самостоятельности в игре и общении- всё это входило в общую систему работы по развитию лексико–грамматического, описательного компонентов речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, способствовало развитию связной речи.
На заключительном этапе воспитатель обновлял, обогащал развивающую предметно-пространственную среду группы, познавательно-речевой центр «Говоруша» картинно-графическими картами, которые располагались в свободном доступе для детей. Кроме этого, организовывал ситуации взаимодействия воспитанников друг с другом и с педагогом в ходе активной речевой и самостоятельной деятельности. Дети имели возможность вне занятий рассматривать карты, обговаривать, анализировать, обобщать их содержание карты, делиться друг с другом размышлениями. Дошкольникам предоставлялась возможность порассуждать : что интересного они узнали? О чём могли бы рассказать другим? Что нового хотели бы узнать по данной теме? Что по этой теме рассказали бы родителям? Таким образом, полифункциональная, вариативная, обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы направлена на эффективное воспитательно-образовательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему и социальному миру, к явлениям родного языка и речи в целом.
Именно этот этап определял перспективное направление деятельности педагога с детьми, способствовал внесению дополнений и расширение, пополнение содержания конкретной схемы новыми понятиями и представлениями, учитывал зону ближайшего развития дошкольников данной группы.
Картинно-графические схемы по развитию описательной речи дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня предусматривали следующее программное содержание: постановку цели, определение ряда задач, специальную лексическую и определенную предварительную работу, планируемые результаты освоения лексической темы.