Андрхоева Олеся Сулимановна
Консультация для молодых воспитателей «Развитие речи детей в игре»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением
отдельных предметов г. о. Нальчик»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «Развитие речи детей в игре»
В рамках работы "Школы молодого воспитателя"
Воспитатель старшей группы №1
МКОУ СОШ №5 ДО№2
Андрхоева О. С.
г. о. Нальчик 2019г
Публикация «Консультация для молодых воспитателей „Развитие речи детей в игре“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка, создать непринужденную обстановку, которая будет психологически комфортной для него.
Игры необходимо разумно распределить поэтапно, то есть вначале игра должна помочь завлечь ребенка, затем подвести к усвоению темы, и лишь потом, игра может принять поисковый характер. Главное не забывать правило: игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка.
При подборе и изготовлении игр, а также наглядных пособий к ним следует учитывать следующие критерии:
• возраст детей;
• особенности мышления и восприятия детей;
• уровень самостоятельности;
• уровень речевых навыков;
• доступность игры для дошкольника.
Использование игр делает процесс постановки речи творческим, разнообразным, интересным и увлекательным. Процесс постановки речи ведется в нескольких направлениях.
Необходимо всячески развивать мелкую моторику, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из макарон. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Подбор игр на развитие слуха идет в строгой последовательности:
• для развития слухового внимания (формируем умения различать неречевые звуки по их звукочастотным звукам);
• для развития речевого слуха (формируем умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл речи говорящего);
• для фонематического слуха (учим умению слышать составные части слова).
Игры на развитие фонематического слуха.
«Шумелки», «гремелки»;
Игры с музыкальными игрушками и инструментами;
«Где стучит» (определять направление);
«Кто тебя позвал»;
«Тихо- громко»;
В работе над правильным произношением и дикцией помогут игры на автоматизацию звуков и на звукоподражание:
Дождик закапал: кап-кап-кап…
Веет теплый ветерок: ш-ш-ш-ш… Вышла уточка гулять: кря-кря-кря… и т. д.
На этапе автоматизации звука важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, это будет возможно только в том случае, если это будет не скучное занятие, а интересная игра. Необходимо заинтересовать ребенка, убедить его в том, что у него обязательно все получится.
Для игр на развитие речевого дыхания оборудованием могут стать вертушки, перышки, пенопластовые шарики и шарики для пинг-понга, рамки для выдувания мыльных пузырей и пр. И такие упражнения как: «наматываем ниточку на клубок» длительный выдох и «дровосек» с коротким повторяющимся выдохом будут полезны и интересны.
Игры на пополнение словарного запаса «Какое что бывает?»; «Что где находится? «Что за чем?»; «Кто что делает?»; «Кому что нужно?»;
Игры на обобщение и классификацию, синонимы и антонимы, многозначные слова могут эффективно проводиться с мячом, перекидывая из рук в руки или отбивая мяч от пола.
Формирование разговорной речи эффективно происходит через беседу на различные темы, которые понятны, интересны и близки ребенку. Это способствует умению ребенка выражать свои мысли, желания, чувства. Чем богаче словарь ребенка тем интересней и разнообразней рассказ.
Пересказ еще один вид словарной работы, где от ребенка требуется изложить содержание близко к тексту, это способствует развитию памяти и внимания, учит слушать других. Как вид пересказа можно использовать прием пересказ от лица героя, где ребенок должен пересказать не все произведение (сказку, а только ту часть, где участвует герой за которого ребенок рассказывает, этот прием помогает концентрироваться.
Многие родители не знают, с чего начать и как проводить занятия с ребенком по развитию речи. Хорошим подспорьем в этом нелёгком деле могут стать логопедические альбомы и тетради на печатной основе, всевозможные настольные игры с наборами картинок или картинным игровым полем. Проявите свою фантазию и творчески используйте имеющиеся у вас игровые и дидактические пособия. Предлагаю вам несколько вариантов работы с данным материалом.
При работе с игровым полем («ходилкой») :
предложите ребенку рассказать, от чего к чему он шел, требуйте развернутого ответа;
если на поле изображены какие-либо предметы, попросите их назвать;
закройте поле и пусть ребенок вспомнит, какие живые существа были на нем изображены.
При работе с предметными картинками (т. е. с картинками, на которых изображены одиночные предметы, а не группа предметов и не сюжет) :
разложите в ряд 4 картинки одной видо-родовой группы и предложите ребенку назвать их одним словом (чайник, ложка, тарелка, кастрюля – посуда, обязательно требуйте полного ответа на поставленный вопрос;
разложите 4 картинки, 3 из которых относятся к одной видо-родовой группе и предложите найти и назвать лишнюю (чайник, ложка, ботинок, тарелка);
разложите 4 картинки и попросите запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну из картинок и предлагаете вспомнить, чего не стало, постепенно количество картинок увеличивается;
то же самое можно делать не просто убирая, а заменяя одну картинку на другую;
разложите на столе вперемешку картинки нескольких видо-родовых групп и попросите ребенка распределить их по группам (посуда, мебель, птицы и т. п., затем пусть назовет каждую картинку в группе и скажет, как можно их назвать одним словом, пусть вспомнит и назовет ещё 2-3 предмета из данной группы;
предложите ребенку подобрать к каждой предметной картинке признак или действие, если малыш затрудняется в подборе слов, пусть определит, к какой картинке относится названное вами слово (Например, перед ребенком лежат картинки ТАРЕЛКА, ЯБЛОКО, ЛЯГУШКА, ПОДУШКА. Про что можно сказать ФАРФОРОВАЯ? Что здесь СПЕЛОЕ? И т. п.);
можно выложить на стол предметные картинки и устроить соревнование: кто назовет к картинке подходящий глагол (действие, тот берет её себе, за один ход называется одно слово, у кого в конце окажется больше картинок – тот выиграл;
выложите 2 ряда картинок и поиграйте в «объясняйку» : каждый игрок двигается по своему ряду и во время своего хода называет картинку и объясняет, что это и зачем оно нужно (это тарелка, она фарфоровая, из нее едят суп, а если не может, то пропускает один ход. Побеждает тот, кто быстрее пройдет свой ряд до конца.
Литература,
которая может помочь в данном вопросе разобраться более полно и понятно.
1. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н. В. Нищева.
2. «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быкова.
3. «Я люблю Монтессори» : пособие для родителей. Т. Афанасьева, Л. Гребенников, Ю. Д. робышевская.
4. «Книга первых знаний. Ловкие пальчики.» О. Жукова.