МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»

Лариса Жогина
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»

Жогина Лариса

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»

«Консультация для воспитателей»

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи“» размещена в разделах

«Развитие связной речи»

Подготовила и провела воспитатель ГКДОУ «ДС № 8 «Солнечный лучик» Жогина Л. В.

Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Ребенок должен научится рассказывать не просто называя, предмет и описывая его, но и рассказать о каком-то событии, явлении. Рассказ должен состоять из ряда предложений. События должны быть последовательными и логически связанными.

Что бы связно рассказать, о чем - либо нужно четко представлять себе предмет, событие, устанавливать причинно-следственную связь. Главная задача при развитии связной речи, развитие монологической речи. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

Средствами развития связной речи являются :

• сказки;

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

• наглядное моделирование;

• ТРИЗ и ИКТ.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Важным в этой области является сочинение, придумывание сказки, придумать и рассказать свою версию сказки.

Например: «Обманул Колобок Лису и укатился дальше, что было с ним потом?» или например сказка: «Лягушка путешественница»- упала лягушка в болото, утки улетели, а что было с лягушкой дальше? Кого она встретила в болоте и т. д. Ребенок может придумывать разные варианты продолжения сказки.

Так совместно с детьми мы придумывали и рисовали продолжение сказок совместно с родителями, создавали книжки-малышки с продолжением сказок.

Очень хорошо использовать в этой области разные предметы для фантазирования и придумывания своей сказки. В своей работе я использовала для сочинения сказки даже столовые приборы и посуду. Так предложенные детям столовые приборы: ложка превратилась в принцессу, а вилка стала принцем, большая ложка стала королевой, блюдце- большой каток и т. д.

Детям понравилась такая идея, сказка, придуманная, ими с использование приборов вызвала восторг и у родителей.

Родители оказывают помощь в нашей работе. Они с удовольствием откликаются на просьбу изготовить поделки из природного материала или поделки из овощей, фруктов, листьев.

Каждую поделку мы рассматривали, делали фотографии и потом по каждой поделке сочиняли сказку. Дети с удовольствием и радостью сочиняли сказку по своей поделке. Сочиняли. совместно помогая и дополняя друг друга при рассказывании.

Так мы получились наши книги «Путешествие веселой семейки»

«Приключение Колобка в осеннем лесу» «Герои сказок встречают Новый год» «Осенняя сказка»

Дидактическая игра- одна из форм обучаемого воздействия воспитателя на ребенка. Так же игра- основной вид деятельности детей. Игра реализует обучающую и игровую цели. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.

Можно выделить следующие виды дидактических игр: игра-путешествие. Этот вид игр помогают ребенку обратить внимание на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, помогают преодолевать разные трудности. В игровой деятельности постановка задачи, способы решения и поэтапное решение задачи.

Игры-поручения. Действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры- загадки в основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра воспитывает у детей умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Игры должны соответствовать умственным и возрастным возможностям детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:

Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.

Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

. Составление рассказа по картинке и серии картинок.

Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Составление рассказа-повествования.

Дети могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

. Составление рассказов-описаний.

Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дети могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

Необходим большой словарный запас. Для его развития можно играть в разные игры, способствующие обогащению словарного запаса.

«Подбери словечко» - Зеленый: огурец, трава. Листья на дереве

Красный-помидор, мяч, шар,

Круглый ит. д.

«Угадай что»

-Ствол,ветки. листья кора-дерево

Клюв. Перья. Крылья- птица.

Кузов, кабина колесо фары- грузовик.

Гирлянда, шары, фонари- новогодняя елка.

«Запоминай-ка» только птицы: аист, ласточка, сова, стрекоза, бабочка, ворона.

Назови только птиц.

«Яблоко, груша, банан, капуста, ананас- назови только фрукты.

«Магазин» два круга внешний и внутренний слова ведущего: «Мы по кругу идем с собой овощи берем» кто из внутреннего круга быстро назвал овощи, переходит во внешний круг.

Такие задания можно давать и на лексические темы «Мы по кругу идем с собой перелетных птиц берем, мебель, одежду и т. д.» Ребенок должен назвать и дать краткое описание, например: «Длинноклювого длинноногого аиста. Или «Синюю меховую куртку» и т. д.

Игры ТРИЗ «Хорошо плохо» помогают ребенку развивать речь- доказательство, объяснять, почему он так считает.

Например: «Зима-это хорошо или плохо?»

«Хорошо можно играть в снежки» «Хорошо можно кататься на санках»

Или «Плохо очень скользко, холодно» и т. д.

Игры «Да нет» Воспитатель загадывает, например кошку. Дети задают вопросы «Это животное? Оно большое? Оно живет в лесу? И т. д

Воспитатель отвечает только да нет, пока дети не угадают задуманное.

При составлении рассказов в нашей работе очень хорошо использовать схемы, мнемотаблицы.

Благодаря схемам и мнемотаблицам ребенок быстрее запоминает стихи, опираясь на мнемотаблицу детям легче составлять рассказы.

При помощи таких игр и упражнений можно помочь ребенку научится рассказывать, описывать предметы, повысить его словарный запас.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 20:01
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Жогина (УИ 2041154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД