Надежда Картунова
Консультация для родителей «Значение режиссерской игры для развития личности ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение режиссерской игры для развития личности ребенка дошкольного возраста»
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)
Публикация «Консультация для родителей „Значение режиссерской игры для развития личности ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетные игры. Одним из видов сюжетной игры является режиссерская игра, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
Значение режиссерской игры для развития личности ребенка дошкольного возраста :
• при одновременном выполнении разных ролей, что характерно для режиссерской игры, от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения;
• многократное повторение действий взрослых или персонажей художественных произведений, подражание их моральным качествам влияют на образование аналогичных (противоположных) качеств у ребенка;
• игровые переживания, сопровождающие режиссерскую игру ребенка, оставляют глубокий след в его сознании.
• у детей активизируются речь, воображение, мышление;
• у детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Кроме того, педагогическая ценность режиссёрских игр состоит в том, что:
- игра способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:
1. В основе игр лежит опосредованный опыт, а непосредственный (личный опыт) теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка, его воспоминания и сведения, полученные из книг, сказок, телепередач.
Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное, может оказать опыт совместных игр. Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер.
3. Индивидуальная игровая деятельность в данном возрастном периоде представляет собой динамичный процесс. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде.
Следует подчеркнуть: ассоциации, связанные с популярными детскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.
5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка - грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их.
Таким образом, режиссерская игра дошкольников среднего возраста испытывает на себе влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой - опыта игровых действий и отношений, который он приобретает в сюжетно-ролевой совместной игре.
В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.
Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:
1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут различные созданные макеты и игровые поля. Макет может соответствовать полу ребёнка, а может быть универсальным.
2. Наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой, но игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея, красок, пластилина и других материалов. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов.
Другой вид игрушек – прототипические, лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях детского сада и семьи!
Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка!