Елена Пучеглазова
Консультация для родителей «Заикание у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе логопеда всё чаще приходится встречаться с детьми с заиканием – сложным и наиболее тяжёлым речевым дефектом. Цель консультации – информировать родителей о причинах возникновения этого тяжёлого нарушения речи и помочь его исправить.
Причины возникновения заикания
Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесённой болезни; неправильное отношение к ребёнку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивание; постоянное нарушение необходимого ребёнку распорядка дня; подражание речи заикающегося ребёнка или взрослого. Нередки случаи заикания у детей, родители которых читают им слишком много книг и требуют повторить сложные для него слова. Иногда у детей с задержкой речевого развития, одновременно с бурным развитием речи, возникает и заикание. Причём заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Публикация «Консультация для родителей „Заикание у детей“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первые признаки заикания
1. Ребёнок вдруг замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего малыш вновь начинает говорить, но уже заикаясь.
2. Употребление перед словами лишних звуков (а, и).
3. Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.
4. Вынужденные остановки в середине фразы.
5. Затруднения перед началом фразы.
Если ребёнок начал заикаться
1. Не позволяйте ребёнку много смотреть телевизор и избегайте возбуждающих зрелищ. Старайтесь, чтобы у него не было необходимости много говорить. Поменьше читайте страшных сказок на ночь. Не заставляйте учить стихи.
2. Постарайтесь исключить кофе, какао, шоколад.
3. Не показывайте ребёнку, что Вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слово «заикание».
4. Поощряйте говорить медленно, плавно. Больше пойте с ним детские песни.
5. Когда ребёнок находится в возбуждённом состоянии и хочет что-то Вам рассказать, отвлеките его, сказав, например; «Подожди. Сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».
Методические рекомендации к занятиям
Исправлять заикание желательно в дошкольном возрасте, как только оно возникло. Заниматься с ребёнком каждый день от 10 до 20 минут, если необходимо, с перерывом. В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребёнка Вы можете несколько уменьшать или увеличивать продолжительность занятий. Обратите внимание, что занятия состоят из следующих этапов.
1. Дыхательная гимнастика. Цель – разработать диафрагмальное дыхание (животом, чтобы увеличить выдох, так как мы говорим на выдохе. При нормальных речевых процессах, вдох короче выдоха в 3-4 раза, а при заикании происходит наоборот. Короткий выдох не даёт возможности ребёнку нормально говорить.
2. Совместное произношение слов и фраз со взрослым. Цель: закрепить у ребёнка навык говорить не спеша, плавно и ритмично.
3. Отражённое произношение слов и фраз. Ребёнок говорит, как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребёнок не задумывается над тем, что и как сказать. Это облегчает процесс речи. Цель та же.
4. Закрепление речевых навыков в обиходной речи - в игре, в совместных занятиях, например, в изготовлении поделок. В процессе занятий с ребёнком, попросите его проговаривать, как он делает ту или иную вещь, в какой последовательности, какой материал использует. Это помогает закрепить правильную, плавную, без запинок речь.
Как можно больше хвалите ребёнка, поощряйте его говорить медленно. От родителей требуется терпение, внимание и деликатность. Только совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к хорошим результатам.