Калашникова Тамара
Консультация для родителей «Зачем детям рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные и талантливые дети. Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем детям рисовать“» размещена в разделах
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т. д., счёт, форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений, животных, человека и т. п.
Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир, во всём богатстве оттенков.
Использование ярких, чистых цветов присуще дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные явления. Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо -голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет служит средством обозначения предмета. Другое средство выразительности - линия. Любимые предметы, явления воспитанники рисуют старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией. Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в работах, то, что особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь таким образом он познаёт окружающий мир. Дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку. К тому же у ребенка, который много рисует, совершенствуется образное мышление и память, воспитывается вкус. Рисуя, ребенок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью. Рисунки ребенка – это рассказ, который выполнен в образной форме. По рисунку ребенка можно понять внутреннее состояние, его переживание.
Чем полезно рисование детям? От занятий творчеством, ребенок получает огромную пользу:
Развивается образная память и мышление;
Моторика рук, координация движений кисти;
Ребенок учится думать, воображать;
Развивается речь.
Очень важен правильный подход к изодеятельности ребенка в семье:
Материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые мелки и т. д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
Знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
Не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте знания ребенка рисованием;
Хвалите своего ребенка, помогайте ему, доверяйте ему.
Чтобы превратить занятие по изо в простую и веселую забаву, можно использовать нетрадиционную технику рисования. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками.
Советы родителям :
Рисование ладошками. Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Рисование пальцем. Ребенок опускает палец в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и делаем тычки по альбомному листу.
Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Ниткография. Опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы.
Нетрадиционные техники рисования формируют такие психические функции как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.