ЕЛЕНА БОЧЕВА
Консультация для родителей «Это грозное слово «нельзя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Это грозное слово «Нельзя!»
Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова «нельзя». Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, он будет твердить «нельзя» с утра до вечера без передышки.
Публикация «Консультация для родителей „Это грозное слово „нельзя!“» размещена в разделах
Оказывается, даже впервые произнесенное слово «нельзя», рождает в душе малыша протест, или просто негативные эмоции. У ученых есть по этому поводу несколько объяснений:
1. Память поколений, которые задолго до рождения ребенка накапливали неприязненные чувства по отношению к этому слову, лишающему «свободы».
2. Родители, даже не задумываясь об этом, произносят слово «Нельзя!» в категоричном, порой угрожающем тоне, что и рождает в душе ребенка бунт и протест.
Значит ли это, что «неприятное» слово должно навсегда исчезнуть из родительского лексикона? Некоторые ссылаются на традиции японской педагогики, где малышу разрешается все. К сожалению, этот принцип просто вырывается некоторыми родителями из контекста культуры, где, вырастая, ребенок вступает в общество, которое жестко регулирует его действия системой правил и запретов.
Серьезное слово «нельзя» требует весьма бережного с собой обращения. Если вы на каждом шагу будете говорить ребенку «нельзя», он со временем вообще перестанет реагировать на это слово. Вторая опасность постоянного упоминания слова «нельзя» - ребенок может вырасти закомплексованным, неуверенным в себе человеком.
Но если вы и сказали «нельзя», ребенок должен совершенно точно понять – нельзя. Если вы будете просто говорить «нельзя» и тут же забывать о нем, и о том, что запретили – малыш будет не в силах побороть искушение и не будет воспринимать слово «нельзя» как запретное. Если такое случится не один раз, то возможно ребенок не будет воспринимать слово «нельзя». В воспитании малыша необходимо быть последовательным и непреклонным, чтобы слова не расходились с делами. Слово «нельзя» должно произноситься редко и негромко.
Все, что ребенку действительно нельзя позволить, что может представлять для него опасность, просто не должно быть ему доступно и тогда не будет возникать нужда в запрещающих словах.
Есть одно простое правило – если ребенку сказано «нельзя», тут же должно быть объяснено – почему.
Необходимо сказать, что время первых «военных действий» ребенка против родителей – седьмой месяц жизни. Они заключаются в том, что ребенок настойчиво стремится добиться выполнения своего желания. Ребенок кричит (не плачет, требуя, чтобы взяли на руки, не хочет оставаться один в комнате. В его голосе появляются гневные нотки. Нельзя потакать во всем такому малышу. Именно в это время легче всего воспитать восприятие слова «нельзя».
Ребенок может и не понять значения этого слова, но твердость интонации он улавливает мгновенно. Малыш со временем и только на собственном опыте должен узнать, что данное слово означает, и какая будет реакция у мамы, если он не послушается.
Кричать через всю комнату: «Нельзя!» - не поможет. Малыши любят испытывать характер взрослых и упрямиться. Таким образом они проверяют, точно это нельзя, или все-таки можно, если настоять на своем. Искоса он будет смотреть, рассердится ли мама.
В этом возрасте нужно не только говорить, но и медленно прекращать действие. Лучше всего унести ребенка от объекта его внимания, твердо сказав: «Нельзя!», и объяснив, почему, например: «Утюг – нельзя! Горячо!» И тут же отвлечь его игрушкой или книжкой, чем-то новым, что его бы заинтересовало, чтобы у ребенка не возникал азарт упрямится и «делать как взрослый».
Когда приучаете ребенка к слову «нельзя», нужно его отвлекать. Если через какое-то время ребенок снова взялся за свое, опять уверенно отвлекайте его внимание. Если нужно, вообще уведите его из этой комнаты или уберите вожделенный предмет. Таким образом, ребенок будет видеть, что мама тверда и абсолютно уверена, что это «нельзя». Не ругайте ребенка, когда приучаете к слову «нельзя».
Не сердитесь, не спорьте, не грозите взглядом. От этого ребенок станет только еще упрямее. Не ругайте, не бейте по рукам ребенка. Это не поможет. Так он не сможет отвлечься, а будет продолжать делать назло вам.
Лучше постарайтесь «отбить» все желание делать то, что нельзя. Например, как только ребенок тянется потрогать плиту, утюг или еще что-то горячее, говорите: «Ой, горячо! Нельзя!», сделайте вид, что сами обожглись, одерните руку. Можно даже допустить «маленький ожог» ребенка, разрешить ему дотронуться пальчиком. Буквально на секундочку, чтобы он почувствовал, что там на самом деле горячо. Подкрепив свое действие словами «горячо» и «нельзя», вы сможете «отбить» у него всю охоту тянуться к горячему и опасному.
А если ребенок стягивает скатерть, можно поставить на край пластиковый стакан с небольшим количеством теплой воды, или пластмассовую тарелку (чтобы, падая, она не сильно ударила малыша). Следующий раз, стягивая скатерть, на ребенка опрокинется стаканчик или тарелка с водой. Опять же, заранее скажите: «Нельзя!». Через 2-3 раза ребенок усвоит, что так больше не надо делать. Через какое-то время, когда вас не будет рядом с малышом, он будет знать, что все это опасно и нельзя.