светлана рыжкова
Консультация для родителей. Этикет.
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет.
(в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА
Публикация «Консультация для родителей, Этикет,» размещена в разделах
Во времена Древней Греции и Древнего Рима наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 в. в Испании, от-куда довольно быстро распределилась по другим западноевропейским странам.
В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале 18 в. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором "Домострой", своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т. д.
ВИДЫ ЭТИКЕТА :
• Столовый.
• Речевой.
• Религиозный.
• «Выходной день» (при посещении театра и др. культурных мест).
• Повседневный.
• Праздничный
• Служебный (как вести себя в детском учреждении).
• Профессиональный.
• Свадебный и другие.
ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА :
Уважайте желания окружающих.
Проявлять внимание к своим близким.
Не нужно в присутствие ребенка обсуждать проблемы, события и людей.
Соблюдайте тайну переписки.
Нельзя позволять себе рыться в вещах своих близких.
Прежде чем войти в закрытую дверь постучите.
Проводите семейные трапезы.
ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА :
не набивать едой рот.
Пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды.
Пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту.
Кушать медленно, тщательно пережёвывать еду.
Важно ознакомится с правилами употребления отдельных продуктов, блюд (например).
не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом;
важно пользоваться салфеткой во время еды;
подскажите ребё нку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и по-смотреть, как это сделают остальные;
научить говорить спасибо за подачу еды, не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо, благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ :
1. четкая дикция и правильное произнесение слова;
2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
6. умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.
2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
3. Благодарить добрым словом спасибо или благо-дарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.
4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.
7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.
8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
ЭТИКЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНЫХ МЕСТАХ И ПРИ САМЫХ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ:
• при знакомстве
• в момент приветствия и прощания
• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
• в телефонном разговоре
• как вести себя в гостях
• как принимать гостей
• как вести себя за столом
• как правильно составлять письма, отвечать на письма
• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
• отношение к материальным ценностям
• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.
«ДОБРОЕ УТРО!» :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В. Кривошеева