Людмила Михайловна Платоненко
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Именно в этот период идет изучение многоцветной палитры чувств, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребё нок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие.
Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В первые дни жизни ребенка его общение с окружающим миром происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро, гневом - на обиду. Родителям необходимо так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным - больше играть, разговаривать, петь колыбельные песни, поглаживать и похлопывать, улыбаться. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Так как эмоциональные реакции ребенка неосознанны и неустойчивы, малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, в любви, ласке и заботе, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, его отношения к окружающим. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни имеет ряд особенностей, характерных для младенца: они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение» : если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, режима кормления, укладывания и умывания, недостаточное по продолжительности общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и приемов его воспитания.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает недовольство, огорчение, гнев, злость. Ребенок познает мир, прежде всего через образы, наглядно, конкретно. Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те знания, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. В сказки он вживается, как в реально происходящие события. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, он учится сочувствовать им, сопереживать. Мир природы ребенку трудно отделить от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого его не пускают гулять. Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение старших при каждом самостоятельном поступке. Спокойная, сосредоточенная активность, указывает на интерес малыша к тому, чем он в этот момент занят.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Яркий отклик на игровые события показывает эмоциональную значимость её для ребенка. В раннем возрасте отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки - веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.
Взаимоотношения с другими людьми - это наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому человеку больно или грустно. В возрасте 2-3 лет дети самостоятельно оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, нередко делятся сладостями, игрушками. Растет избирательное отношение к товарищам, выражение явных предпочтений. В этот период важно специально учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для эмоционального развития ребенка раннего возраста.
1. «Ладушки-ладушки»
Ход. Взрослый сопровождает свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.
Ладушки-ладушки! (похлопать в ладоши)
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Оладушки! (имитировать еду)
- Что пили?
- Квас! (имитировать, как пили)
- Раз, раз, ещё раз! (Хлопаем в ладоши)
- Раз, раз, ещё раз!
Ладушки-ладушки!
Хорошо у бабушки!
Ладушки-ладушки, (похлопать в ладоши)
Испекли оладушки, (имитировать печение пирожков)
На окно поставили, (показать)
Остывать заставили,
А остынут - поедим (имитировать еду)
И воробушкам дадим. (имитировать бросание)
2. «Сорока-сорока»
Ход. Взрослый водит пальчиком ребенка по тыльной стороне его ладошки. Действия сопровождаются словами:
Сорока-сорока.
Где была? - Далеко.
Кашку варила,
Деток кормила: (загибаете пальчики)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
А этому не дала:
Ты дров не рубил
Воды не носил,
Каши не варил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Знай наперед:
Здесь водичка -
холодненька, (поглаживаете запястье малыша)
Здесь — тепленька, (поглаживаете
сгиб локтя)
Здесь — горяченька, (поглаживаете плечо)
А здесь кипяток, кипяток! (щекочете и тормошите ребенка)
3. «Идет коза рогатая»
Ход. Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю».
4. «Забодаю»
Ход. «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ваш ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятий.
5. «Ладушки-ладушки»
Ход. Хлопая ладошками ребенка, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили
- Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
5. «Пальчики в лесу»
Ход. Поочередно загибаете пальчики ребенка, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!
Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.
6. «Этот пальчик - я»
Ход. Взрослый поочередно загибает пальчики, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти действия такими словами:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
Кушать всем идти пора.
7. «Да – да – да»
Ход. Взрослый показывает движения, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.
Ручками мы хлопаем - да-да-да-да!
Ножками мы топаем - да-да-да-да!
Ручками помашем - да-да-да-да!
Ножками попляшем - да-да-да-да!
8. «Игра с собачкой»
Материал: игрушечная собачка.
Ход. Взрослый держит в руках собачку и говорит:
«Вот собачка подошла,
(имя ребёнка… лапку подала,
Ты не хочешь ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
(имя ребёнка… к ней идёт.
(имя ребёнка… кушать ей несёт».
Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку.
9. «Мой сладкий малыш»
Играйте в эту игру всякий раз, когда одеваете ребенка, а особенно после купания.
Ход. Аккуратно массируйте и похлопывайте малыша. Говорите ему, что Вы очень его любите. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Параллельно с одеванием ребенка рассказывайте стишки следующего содержания, для примера:
Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик,
Не устанет мама целовать!
10. «Секретики»
Материал. Мешочки одной расцветки, наполненные различной крупой. Предложите малышу отгадать, что находится в мешочках? Ребенок, испытывающий дискофорт, мнет мешочки в руках, переключается на другую деятельность, выходя, таким образом, из негативного состояния.
Дорогие Родители!
Все предложенные игры и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Любите своих детей и они в ответ будут любить Вас
и целый мир вокруг!