Ольга Сергеевна Гирина
Консультация для родителей второй младшей группы «Что делать с почемучкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие дети всегда испытывают интерес к окружающему миру. Только до года, например, это проявляется облизыванием предметов, ощупыванием различных фактур. В три года, когда ребенок уже умеет разговаривать, пусть и не всегда складно и хорошо, малыш уже начинает проявлять интерес к окружающим предметам, задавая интересные вопросы. Каждый родитель мечтает, чтобы малыш быстрее начал разговаривать, но когда ежедневные «зачем» и «почему» произносятся по сто раз в сутки, родителям становится не до радости – впору хвататься за голову. Но в этом нет ничего удивительного. Просто у ребенка наступил новый этап в развитии - возраст почемучек – это примерно с трех лет до пяти.
Публикация «Консультация для родителей второй младшей группы „Что делать с почемучкой“» размещена в разделах
Некоторые детские вопросы заводят нас в тупик, так как ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Но стоит помнить, что детские вопросы – это необходимая пища для ума развивающихся детей. Все вопросы «что» и «почему» – не что иное, как способ познания мира. И этот способ для ребенка пока практически единственный. В более взрослом возрасте он пользоваться литературой, черпать информацию из книг и Интернета. А в раннем детстве пока главный источник информации – близкие люди, они для ребенка умнее и важнее всех учёных. И такое высокое доверие нужно оправдывать!
Если ребёнок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребёнка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. Ребенок доверяет взрослым и хочет получить искренние ответы. Пусть не всегда легко найти ответ на тот или иной вопрос, отвечать все равно необходимо. Ребенку 3-4 лет уже достаточно того, что взрослые попытались объяснить то, что знают. И в таких разговорах он понимает, что может доверять родителям и в будущем также рассчитывать на их помощь.
Возраст «почемучек» всегда вызывает у взрослых много противоречий. Как отвечать ребенку, чтобы способствовать его интеллектуальному развитию и иметь терпение на многочисленные вопросы? Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей. От того как именно вы будете отвечать ребенку на его вопросы, будет в какой-то степени зависеть формирование личности крохи. Поэтому не недооценивайте важность вашего ответа. Ведь для ребенка вы авторитет и, отвечая на вопросы, вы показываете малышу, что вы его внимательно слушаете. Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными.
Правила общения с «Почемучкой»:
1. Родителям необходимо понимать и помнить, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их. Не раздражайтесь и не отмахивайтесь от любознательного крохи.
2. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого.
3. Помните, что ответы должны быть с учетом возраста крохи. Не надо на простой вопрос отвечать заумными терминами. Ответы всегда должны быть короткими, лаконичными и понятными ребенку.
4. Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.
5. Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребёнка: то, с чем он сталкивается дома, в учреждении дошкольного образования, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов (красный, синий и т. д., но и их оттенков. Не только названий формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.
6. Когда малыш задает вам вопрос, постарайтесь обратить на него внимание, сесть рядом и спокойно объяснить свой ответ. Не говорите между делом. Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют.
7. Не надо торопиться давать ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Старайтесь вовлекать малыша в такую игру: когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях.
8. Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.
9. Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер, таких умных, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому не надо подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.
10. Как же и где получить ответы на все детские вопросы? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут необходимо и целесообразно приобщать ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном и младшем школьном возрасте, получить необходимую информацию. Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить и ему требуется помощь справочника или энциклопедии. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация.
11. Обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности.
Возраст «почемучки» – невероятно интересное время, но если детская любознательность не будет удовлетворена, то канал познания очень скоро будет заблокирован, что непременно проявится в школьной жизни ребенка: плохая успеваемость, нежелание делать уроки, поиски дополнительных источников знаний. Именно поэтому очень важно с раннего детства развивать у детей живой интерес к окружающему миру, и пусть ребенок пробует этот мир на вкус и на ощупь. Конечно, не стоит забывать о безопасности. Задача взрослых создать безопасные условия и не мешать!