Фофонова Инна
Консультация для родителей «Вспомним о ходьбе»
Красивая походка – понятие не только эстетическое. От того как мы ходим, во многом зависит положение и деятельность внутренних органов, состояние позвоночника, а значит, здоровье, которое как известно закладывается в детстве.
Ставя знак равенства между правильной походкой и здоровьем, мы приходим к выводу: формирование правильной ходьбы – одна из главных задач физического воспитания в дошкольном учреждении.
Публикация «Консультация для родителей „Вспомним о ходьбе“» размещена в разделах
Ходьба представляет собой сложное по координации движение, в регуляции которого принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга, и в котором, по словам великого русского ученого Н. А. Берштейна, «задействованным ритмическом чередовании почти все сто процентов скелетной мускулатуры».
Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки: голова направлена вперед; корпус располагается прямо, но туловище не напряженно, плечи расправлены, немного отведены назад и вниз; живот подтянут. Движения рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Они согласуются с движением ног по принципу перекрестной координации: правая нога выноситься вперед одновременно с левой рукой и, наоборот, левая нога – с правой рукой.
Длинна шага при ходьбе зависит от скорости и темпа ходьбы, роста, длинны ног, морфологических особенностей тела в целом.
Важно отметить: параметры ходьбы детей дошкольного возраста находятся в большой зависимости от особенностей опорно-двигательного аппарата. У детей этого возраста, костная система относительно слаба, так как содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связки эластичны и растяжимы, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых; мышцы недостаточно сильны и выносливы, относительно слабо развиты мышцы – разгибатели.
В 2-3 года слабость мышц мешает ребенку держать корпус прямо, поэтому он часто
Сутулиться, что приводит к нарушению осанки. Дети плохо поднимают
ноги от пола. Темп движения неравномерный. Многие во время ходьбы
раскачиваются из стороны в сторону, отклоняются от первоначально
принятого положения. При ходьбе прижимают руки к туловищу или слегка
помахивают одной рукой.
В 4-ре года походка остается тяжелой, у многих отмечается ходьба на
полусогнутых ногах, плохая координация рук и ног, мах выполняется
прямыми руками. Уменьшаются боковые раскачивания о повороты
плеч в сторону шага, стопы располагаются ближе к линии направления
движения.
В 5 - ть лет ходьба становится более уверенной и четкой. Еще наблюдается
нарушение ритма ходьбы, а также слабое отталкивание носком от
поверхности в конце шага. Туловище не достаточно выпрямлено,
движения рук неэнергичны. К 5 годам появляется постановка ноги с
пятки.
В 6 -7 лет большинство детей могут выполнять перекат на носок, что способствует
энергичному отталкиванию. В то же время структура ходьбы
большинства детей 6 -7 лет идентична структуре движения взрослого
человека.
Характерной особенностью детской ходьбы можно назвать параллельную постановку стоп.
Чтобы приучить детей держать голову и туловище прямо, рекомендуется выполнять следующие задания:
• смотреть на какой либо ориентир (на подвешенную игрушку, картинку на стене);
• идти с мешочком в руках (вытянуть руки вперед или поднять вверх, помахать ленточкой, флажком и т. д);
• нести мешочек с песком на голове;
• помогает ребенку выпрямиться, смотреть вперед – вверх и ходьба в хороводе с произнесением рифмованных текстов или песен.
Увеличению высоты подъема ноги способствуют:
• ходьба с высоким подниманием колена;
• ходьба с перешагиванием через несколько предметов подряд;
Для формирования хорошего отталкивания стопой от опоры необходимо укреплять мышцы и связки колени стопы, чему способствуют:
• ходьба на пятках;
• ходьба перекатом с пятки на носок.
Правильной постановке стоп (чтобы ребенок не косолапил) способствует упражнения в ходьбе по наклонной доске, по дорожке с нарисованными стопами
развернутыми кнаружи под углом.
Чтобы выработать умение сохранять прямое направление, дается задание идти по ограниченной площади опоры: между двумя линиями, шнурами и т. д.
Увеличению амплитуды движения рук способствует: ходьба с высоким поднимание колена; широким и мелким шагом; ходьба в быстром темпе.
Для развития перекрестной координации рук и ног детям предлагают чередование ходьбы и бега.