Светлана Богданова
Консультация для родителей «Воспитываем сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как элемент культуры, прежде ее эстетической составляющей, и как феномен отечественной народной этнопедагогики имеет неоценимое значение в современной педагогической практике и является многогранным материалом в становлении эстетической культуры, формировании способностей и общем развитии личности. Сказка — мощное средство воспитания, отражающее ментальность русского народа, «воспроизводит исторический фон, на котором формировалось и деформировалось национальное самосознание масс», вводит «в ситуации эмоционального сопереживания, воспитывает эстетический идеал» (Б. Ступарик). Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она учит, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит. Воспитание средствами сказки оказывает особое влияние на становление духовного мира личности в дошкольном детстве. Сказка создает условия для формирования внутренней потребности малышей в непрерывном совершенствовании и реализации своих возможностей. Научить детей глубоко, эстетически полноценно воспринимать сказку, осмысливать, размышлять над ее психологией, философией, соотносить услышанный (или самостоятельно исполненный) текст сказки с представлениями и ценностями — главная задача воспитания сказкой. Вечным и неисчерпаемым источником народной мудрости называл сказки В. Сухомлинский. Он отмечал, что в созданных сказках, особенно ярко «проявляются характер народа, лицо народа, его мысли и чаяния, нравственные идеалы». Сказка является эффективным средством развития познавательного интереса к работе. Она для ребенка дошкольного возраста чем-то реальна, тем, что помогает ему в доступном объеме познавать взрослый мир чувств и переживаний. Герои сказок работают, тем самым привлекая детское внимание к основному содержанию жизни человека — труду. Это продукт взрослого творчества для детей. Следует обратить внимание, что сказка удовлетворяет главные потребности детей дошкольного возраста. Во-первых, сказочные герои самостоятельны, самодостаточны, а это то, о чем мечтают малыши. Следовательно, удовлетворяется одна из главных потребностей детей – быть самостоятельными. Во-вторых, сказочные персонажи преодолевают любые трудности, самые невероятные препятствия, побеждают злейших врагов (Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея, и т. д.). Следовательно, удовлетворяется еще одна общая потребность дошкольников, которая в их воображении придает человеку всемогущество — компетентность. В-третьих, дети постоянно стремятся к активности. Будучи под влиянием развития сюжета сказки, действуя в своих фантазиях вместе со сказочными персонажами, дети удовлетворяют свою потребность в активной деятельности. Результатом воспитания дошкольников средствами сказок становится то, что у малышей формируются личностные свойства. Это прежде всего автономность, позволяющая детям, не стесняясь, выражать свое мнение. Также формируются активность, побуждающая детей в коллективе к владению инициативой и социальная компетентность, состоящих из компонентов: мотивационного — потребность в проявлении в отношении других детей внимания, сострадания, доброжелательности; когнитивного — познание другого человека, попытка понять потребности и особенности его характера; поведенческого – связанного с выбором адекватной ситуации, способов общения, поведения.