Получи документы

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

глактионова марина
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» города Костромы

Глактионова Марина Геннадьевна

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

Вдумчивые, заботливые и мудрые родители, педагоги и психологи постоянно задают себе вопрос: «Как вырастить и воспитать счастливого, успешного с хорошим эстетическим вкусом, здорового не только физически, но и нравственно здорового ребёнка».

Поиск ответа на этот вопрос зачастую приводит нас к анализу различных теорий воспитания и обучения, чтобы учесть все плюсы и минусы того или иного метода. При этом мы забываем, что мудрое человечество ищет ответы на подобные вопросы тысячелетиями, и не только ищет, но и находит. Находит и передаёт из поколения в поколение через сказку, легенду, притчу. Существует такое мнение, что в сказке зашифрована история развития человека и человечества, чтобы каждое новое поколение через сказку могло впитывать это знание о мире, о философии жизни,о духовном пути и социальной реализации человека.

По мнению японских учёных, к 3-м годам мозг ребёнка формируется на 70% и то, что успели заложить в своё маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Воспитание детей раннего возраста базируется на 2-х принципах: не принуждать, заинтересовать. Педагог, профессор Н. М. Аксарина – автор книги «Воспитание детей раннего возраста» говорит о том, что малыши очень восприимчивы, отличаются внушаемостью, подражаемостью. В раннем возрасте начинается интеллектуальное, нравственное, эстетическое воспитание ребё нка и на их развитие влияет вся окружающая обстановка: тон стен, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребёнку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоёму, поход в галерею. Однако самыми доступными приёмами эстетического воспитания являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки! «Не от еды дитя растёт, а от радости» - гласит народная пословица.

Нотации в виде нравоучений о правилах поведения не отпугивают малышей от различных шалостей. Как же тогда донести до малышей заключённую в слове мудрость? Вот тут и выручает правильно подобранная сказка. Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны.

Житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «Слово может больно ударить, а может и спасти», или «Народ скажет как завяжет».

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями многократно возвращаются к тексту сказки. Умственное развитие детей от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, т. е. наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому нередко замечается ситуация, когда родители рассказывают сказку по книжке, а дети рассматривают иллюстрации сказки, отвлекаются на рисунки. И казалось бы не слышат текст, потому что детям легче принять зрительные образы. В этой ситуации с ребёнком следует сначала проанализировать картинки, рассказать, что на этих картинках изображено, после этого предлагать текст. Зная, что нарисовано на иллюстрациях, ребёнок более внимательно вслушивается в слова. Некоторые сказки дети просят перечитывать, повторять, пересказывать. Именно эти сказки помогают малышу что-то сформировать внутри себя, эти сказки ему очень полезны.

Дети воспринимают смысл сказки не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребёнок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребёнку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны. И вернувшись, в реальный мир, у ребёнка появляется чувство защищённости, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. (Слова сказки забываются, ощущения остаются)

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую хочется разгадать! Сказки пришли из глубины веков и принесли оттуда различные знания и мудрость. Во многих сказках символический смысл не лежит на поверхности, толкование сказки является делом непростым. .Вот, например, сказка «Курочка Ряба». О чём эта незатейливая по сюжету сказка? Раньше сказка предназначалась взрослым. Золотое яйцо – символ смерти, который получают старики. .Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, чтобы продлить себе жизнь. Но мышка опережает! Поэтому старики плачут. Рябая курочка в древней мифологии – посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка дарит им простое яйцо – символ новой жизни. Сказка символизирует победу жизни над смертью.

В сказке «Колобок» главный герой наказывается за хвастовство. Но есть ещё один момент – круглый колобок символизирует луну. И в древнем варианте этой сказки каждый встреченный зверь откусывал от колобка по кусочку.

Так круглая «луна» становилась всё меньше и меньше, превращаясь в месяц. А потом и вовсе исчезла. .В сказке определяется посыл к поведению – о послушании – есть границы дома, где ребёнку безопасно и есть границы вне дома, где легкомысленное поведение может привести к трагическому концу. И в то же время сказка рассказывает о фазах развития луны.

В образном и сюжетном ряду сказок – старых и новых, народных и авторских зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причё м знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

- область отношений между людьми,

- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,

- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,

- рекомендации по противостоянию стрессу,

- духовное развитие человека,

- мужская и женская психология.

Наши предки знали все достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребёнка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребёнка- лучшим средством успокоения и воздействия на малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история. Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребёнка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. Не зря существует поговорка : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Для гармоничного развития личности маленького человека нужны всякие сказки :

Дидактические – обучающие и разавивающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи,предметы.

Народные сказки складывались веками, приукрашались, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому всегда использовались в педагогических целях. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаиваться, а стараться найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лисичка сестричка и серый волк». Сказки о приучении к чистоте «Мойдодыр», «Федорино горе». Трудолюбие в народных сказках всегда поощряется – сказка «Крошечка Хаврошечка», мудрость восхваляется – «Мужик и медведь», забота о близких поощряется – сказка «Бобовое зёрнышко». Сказка «Заюшкина избушка» про храбрость и помощь более слабому, мораль сказки «Морозко» - вежливые и добрые люди дождутся в жизни большего, чем грубияны и злодеи. Народные сказки в свою очередь подразделяются на три вида:

-сказки о животных : животным присущи человеческие качества,

-волшебные сказки : их герои живут в нереальном мире с волшебными событиями и приключениями,

-бытовые сказки : отражение повседневного народного быта.

В трёхлетнем возрасте детям больше нравится рассказы о животных, о их взаимодействиях с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплащаются в них и подражают им.

Диагностические сказки – вы наверное знаете, какие сказки больше нравятся вашему ребёнку. Это означает, что ребёнок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и хитрость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребёнком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша

Лечебно-профилактические сказки составляет с родителями психолог, психотерапевт, когда родители обращаются с какой-либо проблемой. Все мамы рады хорошему поведению и ругают за плохое. Если ваш ребёнок чего-то не хочет, отказывается одеваться, кушать, умываться, кусается или ведёт себя замкнуто – создайте для него настоящую лечебную историю, и поведение обязательно начнёт меняться.

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния, например перед сном – снятия усталости, возбуждения, напряжения. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказки – волшебный помощник в воспитании детей. Не лишайте детей детства, читайте и рассказывайте детям сказки с их волшебством и чудесами. Чем больше дети будут верить, что может быть так волшебно, тем легче и благополучнее будет в дальнейшем их жизнь – считают психологи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка»Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 17:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем глактионова марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД