Наталья Захарова
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ценное и необходимое качество в жизни человека – это самостоятельность. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. По своей природе дети очень подвижны и активны. Задача же взрослых – развивать эту активность и направлять ее в нужное русло, а не душить постоянной опекой.
Дети с самого раннего возраста стремятся самостоятельно выполнять различные действия. Взрослым необходимо поддержать их желание, создавать благоприятные условия для их развития и дальнейшего использования в жизни.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Так как же следует начать развитие самостоятельности у ребенка? Все начинается с малого — бытовая самостоятельность. Ребенок должен учиться сам одеваться, и снимать одежду. Также ему следует прививать хотя бы минимальную заботу о ближних. Любая посильная помощь, пускай просто принести плед, должна выполняться ребенком самостоятельно. Он должен запомнить, что не только он нуждается в заботе и уходе.
Когда бытовая самостоятельность привита ребенку, можно приступать к следующему этапу — домашние обязанности. Конечно, это уже под силу детям немного старшего возраста, но разложить вилки и ложки на стол может и 4-х летний ребенок. Именно с этого возраста можно давать ребенку обязанности, которые он должен выполнять каждый день.
Не лишним будет также прививать ребенку ответственность за что-либо. Например, можете доверить ему уход за цветком. Любыми способами поощряйте инициативу ребенка сделать что-то самому. Да, взрослому справиться легче одному без помощи ребенка, но, именно его участие в повседневных бытовых делах очень важна.
Такое развитие самостоятельности у ребенка формируют волю и характер ребенка. Ведь если внутри семьи ребенок не может и не хочет сам ничего делать, то и во внешнем мире не может быть и речи о самостоятельности.
Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.
Некоторые ценные советы взрослым:
Развитие самостоятельности у ребенка следует начинать, конечно, не с самого рождения, но уже с 2-3 лет. Именно в этом возрасте уже следует прививать ребенку привычку самому одеваться и убирать за собой игрушки. Для родителей намного легче сделать эту работу самим, ведь взрослые не нуждаются в помощи. Поэтому ребенок просто привыкает, что ему все достается с легкостью, ведь мама и папа все сделают за него.
1. Хвалите малыша. Самостоятельность развивается после трех лет, когда ваше чудо начинает повторять ваши действия. Если ваш ребенок сам убрался на столе, обязательно нужно его похвалить. Это придаст малышу больше уверенности, также подтолкнёт к самостоятельности в будущем. А если взрослые не будут видеть стремления малыша к самостоятельности, у него пропадет интерес к новым навыкам, не будет стимула.
2. Не нужно ругать малышей за стремление к самостоятельности. Пускай он, разлил воду на скатерть, наливая воду в стакан, или поломал игрушку, при попытке её починить. Ведь это первые попытки к самостоятельности. Если ваше чудо начнет показывать самостоятельность, не пытайтесь остановить его в этот момент. В исключении, что это не опасно для него. Даже, когда родители запрещают ребенку делать конкретные действия, такие как, брать в руки нож, не ругайте его, а просто объясните. Частые осуждения убывают в малыше уверенность в себе, и он начинает думать, что он не справиться.
3. Учите малыша. В свободное время развивайте самостоятельность малыша. Покажите ему, как завязывать шнурки на обуви. Соревнуйтесь с ним, кто быстрее сделает любое задание. Самостоятельность малыша будет быстрее увеличиваться на ваших глазах.
4. Чересчур не помогайте малышу. Пусть он почувствует самостоятельность. Гиперопекой называется поведение взрослых, когда они гасят активность малыша и не дают ему возможности развивать самостоятельность. Малышу мешает развивать самостоятельность, также то, когда взрослые вместо него выполняют простые действия. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Ко-нечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
5. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
6. Спрашивайте мнение малыша, ведь он член семьи. Пусть он проявляет самостоятельность даже при выборе прически, одежды.
7. Привлекайте малыша к работе по дому. Это ему очень понравится. Попросите малыша помочь вам. Ваше чудо с большим удовольствием поможет вам убрать пыль. Совместные действия дадут малышу уверенности в том, что он вам дорог и значим. Это тоже хорошо развивает самостоятельность.
8. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумно-го, всячески стимулировать его попытки самостоятельных дей-ствий.
Ну и напоследок, очень хочется пожелать родителям сил, терпения, мудрости и, может быть, чуть-чуть хитрости в воспитании своих деток.
Хитрая мама
Простясь до завтра
С детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
– Устала я шагать-идти.
– Зачем шагать? –
Сказала мать. –
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так!
Ещё давай-ка!
Отлично.
Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок,
Ух, как!
Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадётся
кошка?
Неслышно,
Вкрадчиво,
Сторожко…
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой!
Вот мы уже и дома.
(С. Погореловский)