Елена Кулешова
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Задачи, которые стоят перед взрослыми:
- Сформировать новые умения, знания, навыки и закрепить уже имеющиеся.
-Воспитывать уважение к труду
- Умение своими силами достигать результаты, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то много можно сделать самому.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не справиться выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, в умении одеваться, раздеваться и т. п.
Виды самообслуживания :
Умывание.
Одевание.
Прием пищи и поведения за столом.
Игры и уход за игрушками.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.
Умывание
Рассмотрим алгоритм умывания:
Закатать рукава
Открыть кран.
Намочить руки
Взять мыло.
Намылить руки
Смыть мыло
Закрыть кран
Взять полотенце
Вытереть руки
Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и взрослому;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
-одежда должна соответствовать размеру ребенка.
Учить детей не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
Прием пищи и поведение за столом
Прием пищи - сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.
Важно обращать внимание на правильную посадку ребенка за столом.
Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и своим примером, направляющим внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом.
Надо приучать детей :
1. перед едой тщательно мыть руки;
2. жевать пищу с закрытым ртом;
3. есть только за столом;
4. правильно пользоваться ложкой, вилкой,
5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.
Игры и уход за игрушками
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т. к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания.
Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, больше опирайтесь на поощрение и похвалу.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
За старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно.