Приложение МААМ

Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа» (6 фото)

Людмила Пронская
Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа"

Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»

Программные задачи:

Продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре, традициям и обычаям.

Обогащать представления детей о роли семьи в жизни человека, о распределении обязанностей между членами семьи.

Публикация «Конспект интегрированной НОД „Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа“» размещена в разделах

Развивать интерес к фольклору, умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведениях устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать любовь, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

Старинные предметы быта, разная утварь, книги с русскими народными сказками, р. н. музыкальные инструменты, одежда для девочек и мальчиков (русские сарафаны и рубашки).

Предварительная работа:

Создание в группе мини-музея «Русская изба». Знакомство с укладом жизни людей на Руси, с предметами быта, их трудом. Рассказывание р. н. сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Разучивание р. н. потешек, песен, пословиц, поговорок, частушек. Обучение детей плетению, шитью и др.

Ход интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

Беседа с детьми у карты России в патриотическом уголке:

- Что мы зовем Родиной?

- Почему говорят, что Родина у человека бывает только одна

- В какой стране мы живём? Значит мы кто?

- Как называется наш край, в котором мы живем?

Пословицы о РОДИНЕ: (Человек без Родины, что соловей без песни и др.)

Воспитатель предлагает отправиться на посиделки в русскую избу и поговорить о жизни наших предков, о тех людях, которые жили задолго до нас.

Посиделки в русской избе.

- Из каких двух слов образовано слово «семья»? («семь» и «я»)

- Семья бывает какая? (большая, дружная и т. д.)

- Как заботятся друг о друге все в доброй семье?

Пословицы о СЕМЬЕ (Коли вся семья вместе, так и душа на месте. В семье и каша гуще)

ИГРА «Скажите, какой (какая?»

Папа – добрый, трудолюбивый и т. д.

Мама – родная, любимая и т. д.

Родители – дружные, трудолюбивые и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Мама – мамочка, мамуля, матушка, мамуленька…

Папа – папочка, папуля, папенька…

Баба – бабушка, бабуленька, бабусечка, бабуся…

Дед – дедушка, дедуленька…

- Кого называют мачехой? (неродную мать)

- В каких сказках дети страдали из-за нелюбви мачехи? (Хаврошечка, Золушка и др.)

ФИЗМИНУТКА-потешка:

«Баю, баю, баю – живёт мужик на краю,

Он не беден, не богат – у него полно ребят.

Все по лавочкам сидят, кашу маслену едят.

Сердце бьется, душа радуется.»

Воспитатель:

В старину слово родителей было законом, а жизнь их – примером. Все дети росли в добром послушании. И все были заняты делом с самого детства: девочки учились работать иглой, спицами, помогали готовить пищу, наводить порядок в избе, а мальчики – мастерили, лапти плели, на поле работали.

Игра «Скажи наоборот» (беспорядок – порядок, чистота – грязь, новый – старый и т. д.)

Игра «У кого какой дом?» (у лисы – нора, у волка – логово, у медведя – берлога и др.)

- Какие бывают дома у людей? (замок, юрта, яранга, чум, шалаш)

- В каком доме жили люди в старину? В каких р. н. сказках рассказывается о таких домах? (Маша и медведь, Три медведя, Теремок)

Воспитатель:

Родной дом – дом всего рода. Все вместе под одной крышей жили деды, отцы, внуки и правнуки. («Семья в куче – не страшна и туча»)

Дом строили на многие лета (года) – старательно, добротно, прочно. Для этого хозяин звал свою родню и соседей на помощь. Тут и опыт нужен был, и мастерство, и особый талант. Ведь избы строили без единого гвоздя. Таких мастеров очень уважали.

- Какой инструмент был добрым помощником и гордостью хозяина? (топор) .

Его берегли и даже передавали по наследству от отца к сыну. («Топор всему делу голова»)

- Из каких деревьев делали дома на Руси? (из хвойных – ель и сосна, т. к. в таком доме человек лучше себя чувствует и дольше живет).

- По древнему обычаю, что украшало крышу русской избы? (деревянный конёк, т. к. он был не только украшением, но люди верили, что он охраняет их и оберегает от бедности). – Какое значение имел конь в жизни наших предков? (огромное – он был нужен на охоте, и в битве, и на поле, и в хозяйстве, и средством передвижения)

Игра «Подбери словечко»

Конь какой? (ретивый, быстроногий, выносливый и т. д.)

Конь что делает? (бежит, скачет, ржет и т. д.)

- В старину, когда в избу входили гости, они делали три поклона. Кому? (один – хозяевам, другой – иконам, третий – печке-матушке)

- Почему печке, как вы думаете? (Печка – самая любимая в избе: у хозяйки – она готовит, на печи сушили одежду, обувь, грибы, на лежанке старики любили погреть свои кости, дети любили на ней поваляться и сказки послушать)

- Какой угол в избе был главным? (красный угол – располагался в переднем углу, самом красивом – именно в нем помещались иконы)

- Что еще стояло в красном углу (стол, лавки). Это особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.

ПОСЛОВИЦЫ о ДОМЕ: (Без хозяина дом – сирота, Дом вести – не бородой трясти)

ФИЗМИНУТКА «Поклон»:

«Дедушке – поклон, бабушке – поклон, папочке – поклон, мамочке – поклон, а тебе (имя ребенка) – РОСТ большой.

- Какой главный продукт был на Руси? (хлеб).

Пословицы о ХЛЕБЕ: (Будет хлеб, будет и обед. С хлебом-солью всякая шутка хороша.)

- Что хозяйки варят из крупы?

Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым, крепким и сильным, а девочкам – красивыми.

ИГРА «Что за каша?» (как называется каша из данной крупы)

из гречки – гречневая

из пшена – пшенная

из риса – рисовая

из манки – манная

из перловки – перловая

Скороговорка: «На горе у речки уродилась гречка»

Воспитатель:

- Почти всё, что в избе делалось своими руками. Всё делалось тщательно, с любовью и было красивым, радовало глаз. Любая вещь (ковш, подзор, полотенце) - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. По традиции всё было связано с природой, окружающей средой.

Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Своему ремеслу отец учил сына. А тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну. А иногда работали русские умельцы даже целыми семьями. Так появились народные умельцы, зарождались промыслы.

В старину говорили: «Всякому молодцу ремесло к лицу».

- Что за посуда стоит у нас на столе? (хохломская)

Раньше деревянную посуду делали во многих местах России. Но особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге. Отсюда пошло название «хохломская роспись».

- Каждый ли человек сможет сделать такую красоту? Почему?

- Почему узор называют растительным? (элементы: травинки, завитки кустики, ягодки)

Игра «Продолжи предложение»

(труд мужчин)

Садовник – это человек, который разводит сады, выращивает фрукты.

Мельник – это человек, который работает на мельнице.

Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия из металла.

Гончар – это мастер, изготавливающий глиняную посуду и др.

(труд женщин)

Пряла пряжу (пряха)

Вышивала скатерть (вышивальщица)

Вязала носки и варежки (вязальщица) и др.

ПОТЕШКА:

- Иван, где ты был?

- На мельнице.

- А что делал?

- Муку молол.

- А что из муки делал?

- Пирог испек.

- А кого позвал?

- А кого только мог.

- А нас не позвал.

- Позвать не успел. Пирог весь сам съел.

- Где работал Иван?

- Какой он был? (жадный, скупой)

Д/и «Музыкальные лапти»

(под музыку передают лапти, с остановкой музыки тот, у кого в руках лапти – делает присядку, дети хлопают)

РУЧНОЙ ТРУД:

МАЛЬЧИКИ- умельцы : плетут

ДЕВОЧКИ - рукодельницы: пришивают пуговицу

Воспитатель:

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой, которая звучала на народных инструментах. В древности человек был ближе к природе и учился у неё: народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов.

- Какие вы знаете народные музыкальные инструменты?

ИГРА «Отгадай кто?»

- играет на гармошке (гармонист)

- на ложках (ложкарь)

- на балалайке (балалаечник)

- на дудке (дударь)

ПЕСНЯ «Я на гору шла» (мальчики играют на ложках, а девочки исполняют песню)

Воспитатель:

В давние времена был ОБЫЧАЙ: если в дом стучал прохожий, то хозяева обязательно приглашали его отдохнуть и угощали («Чем Бог послал»).

Русский человек, чтобы не случилось – никогда не унывал. Последним куском хлеба готов был с ближним поделиться. Это обычай гостеприимства. Не зря ведь в народе говорят: «Красному гостю – красный угол».

Гостей встречали с хлебом – солью: в знак уважения.

Чаепитие за самоваром – это ТРАДИЦИЯ, без которой невозможно представить Россию. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие.

ИГРА «Куда нужно положить (налить?»

соль – в солонку

масло – в масленку

сахар – в сахарницу

конфеты – в конфетницу

чай – в чайник и др.

ИГРА «Мы гостей поджидаем, стол красиво накрываем!»

(дети накрывают стол для гостей: скатерть, самовар, сахарница, чашки с блюдцами, салфетки)

Приглашаем гостей к самовару за стол.

Фото «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
Конспект интегрированной НОД - фото
Фото №1 Мальчики и девочки Фото №2 Конспекты занятий НОД мальчиков и девочек в традициях и обычаях Фото №3 Русские народные традиции и обычаи русского народа
Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
Опубликовано: 31 марта 2015 в 23:41
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пронская (УИ 330353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД