Людмила Пронская
Конспект интегрированной НОД «Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа"
Программные задачи:
Продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре, традициям и обычаям.
Обогащать представления детей о роли семьи в жизни человека, о распределении обязанностей между членами семьи.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать интерес к фольклору, умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведениях устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать любовь, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
Старинные предметы быта, разная утварь, книги с русскими народными сказками, р. н. музыкальные инструменты, одежда для девочек и мальчиков (русские сарафаны и рубашки).
Предварительная работа:
Создание в группе мини-музея «Русская изба». Знакомство с укладом жизни людей на Руси, с предметами быта, их трудом. Рассказывание р. н. сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Разучивание р. н. потешек, песен, пословиц, поговорок, частушек. Обучение детей плетению, шитью и др.
Ход интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
Беседа с детьми у карты России в патриотическом уголке:
- Что мы зовем Родиной?
- Почему говорят, что Родина у человека бывает только одна
- В какой стране мы живём? Значит мы кто?
- Как называется наш край, в котором мы живем?
Пословицы о РОДИНЕ: (Человек без Родины, что соловей без песни и др.)
Воспитатель предлагает отправиться на посиделки в русскую избу и поговорить о жизни наших предков, о тех людях, которые жили задолго до нас.
Посиделки в русской избе.
- Из каких двух слов образовано слово «семья»? («семь» и «я»)
- Семья бывает какая? (большая, дружная и т. д.)
- Как заботятся друг о друге все в доброй семье?
Пословицы о СЕМЬЕ (Коли вся семья вместе, так и душа на месте. В семье и каша гуще)
ИГРА «Скажите, какой (какая?»
Папа – добрый, трудолюбивый и т. д.
Мама – родная, любимая и т. д.
Родители – дружные, трудолюбивые и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Мама – мамочка, мамуля, матушка, мамуленька…
Папа – папочка, папуля, папенька…
Баба – бабушка, бабуленька, бабусечка, бабуся…
Дед – дедушка, дедуленька…
- Кого называют мачехой? (неродную мать)
- В каких сказках дети страдали из-за нелюбви мачехи? (Хаврошечка, Золушка и др.)
ФИЗМИНУТКА-потешка:
«Баю, баю, баю – живёт мужик на краю,
Он не беден, не богат – у него полно ребят.
Все по лавочкам сидят, кашу маслену едят.
Сердце бьется, душа радуется.»
Воспитатель:
В старину слово родителей было законом, а жизнь их – примером. Все дети росли в добром послушании. И все были заняты делом с самого детства: девочки учились работать иглой, спицами, помогали готовить пищу, наводить порядок в избе, а мальчики – мастерили, лапти плели, на поле работали.
Игра «Скажи наоборот» (беспорядок – порядок, чистота – грязь, новый – старый и т. д.)
Игра «У кого какой дом?» (у лисы – нора, у волка – логово, у медведя – берлога и др.)
- Какие бывают дома у людей? (замок, юрта, яранга, чум, шалаш)
- В каком доме жили люди в старину? В каких р. н. сказках рассказывается о таких домах? (Маша и медведь, Три медведя, Теремок)
Воспитатель:
Родной дом – дом всего рода. Все вместе под одной крышей жили деды, отцы, внуки и правнуки. («Семья в куче – не страшна и туча»)
Дом строили на многие лета (года) – старательно, добротно, прочно. Для этого хозяин звал свою родню и соседей на помощь. Тут и опыт нужен был, и мастерство, и особый талант. Ведь избы строили без единого гвоздя. Таких мастеров очень уважали.
- Какой инструмент был добрым помощником и гордостью хозяина? (топор) .
Его берегли и даже передавали по наследству от отца к сыну. («Топор всему делу голова»)
- Из каких деревьев делали дома на Руси? (из хвойных – ель и сосна, т. к. в таком доме человек лучше себя чувствует и дольше живет).
- По древнему обычаю, что украшало крышу русской избы? (деревянный конёк, т. к. он был не только украшением, но люди верили, что он охраняет их и оберегает от бедности). – Какое значение имел конь в жизни наших предков? (огромное – он был нужен на охоте, и в битве, и на поле, и в хозяйстве, и средством передвижения)
Игра «Подбери словечко»
Конь какой? (ретивый, быстроногий, выносливый и т. д.)
Конь что делает? (бежит, скачет, ржет и т. д.)
- В старину, когда в избу входили гости, они делали три поклона. Кому? (один – хозяевам, другой – иконам, третий – печке-матушке)
- Почему печке, как вы думаете? (Печка – самая любимая в избе: у хозяйки – она готовит, на печи сушили одежду, обувь, грибы, на лежанке старики любили погреть свои кости, дети любили на ней поваляться и сказки послушать)
- Какой угол в избе был главным? (красный угол – располагался в переднем углу, самом красивом – именно в нем помещались иконы)
- Что еще стояло в красном углу (стол, лавки). Это особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.
ПОСЛОВИЦЫ о ДОМЕ: (Без хозяина дом – сирота, Дом вести – не бородой трясти)
ФИЗМИНУТКА «Поклон»:
«Дедушке – поклон, бабушке – поклон, папочке – поклон, мамочке – поклон, а тебе (имя ребенка) – РОСТ большой.
- Какой главный продукт был на Руси? (хлеб).
Пословицы о ХЛЕБЕ: (Будет хлеб, будет и обед. С хлебом-солью всякая шутка хороша.)
- Что хозяйки варят из крупы?
Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым, крепким и сильным, а девочкам – красивыми.
ИГРА «Что за каша?» (как называется каша из данной крупы)
из гречки – гречневая
из пшена – пшенная
из риса – рисовая
из манки – манная
из перловки – перловая
Скороговорка: «На горе у речки уродилась гречка»
Воспитатель:
- Почти всё, что в избе делалось своими руками. Всё делалось тщательно, с любовью и было красивым, радовало глаз. Любая вещь (ковш, подзор, полотенце) - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. По традиции всё было связано с природой, окружающей средой.
Это стремление к прекрасному, мастерство передавались из поколения к поколению. Своему ремеслу отец учил сына. А тот, когда вырастал, передавал мастерство своему сыну. А иногда работали русские умельцы даже целыми семьями. Так появились народные умельцы, зарождались промыслы.
В старину говорили: «Всякому молодцу ремесло к лицу».
- Что за посуда стоит у нас на столе? (хохломская)
Раньше деревянную посуду делали во многих местах России. Но особенно прославились изделия из села Хохлома на Волге. Отсюда пошло название «хохломская роспись».
- Каждый ли человек сможет сделать такую красоту? Почему?
- Почему узор называют растительным? (элементы: травинки, завитки кустики, ягодки)
Игра «Продолжи предложение»
(труд мужчин)
Садовник – это человек, который разводит сады, выращивает фрукты.
Мельник – это человек, который работает на мельнице.
Кузнец – это мастер, который изготавливает изделия из металла.
Гончар – это мастер, изготавливающий глиняную посуду и др.
(труд женщин)
Пряла пряжу (пряха)
Вышивала скатерть (вышивальщица)
Вязала носки и варежки (вязальщица) и др.
ПОТЕШКА:
- Иван, где ты был?
- На мельнице.
- А что делал?
- Муку молол.
- А что из муки делал?
- Пирог испек.
- А кого позвал?
- А кого только мог.
- А нас не позвал.
- Позвать не успел. Пирог весь сам съел.
- Где работал Иван?
- Какой он был? (жадный, скупой)
Д/и «Музыкальные лапти»
(под музыку передают лапти, с остановкой музыки тот, у кого в руках лапти – делает присядку, дети хлопают)
РУЧНОЙ ТРУД:
МАЛЬЧИКИ- умельцы : плетут
ДЕВОЧКИ - рукодельницы: пришивают пуговицу
Воспитатель:
Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой, которая звучала на народных инструментах. В древности человек был ближе к природе и учился у неё: народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов.
- Какие вы знаете народные музыкальные инструменты?
ИГРА «Отгадай кто?»
- играет на гармошке (гармонист)
- на ложках (ложкарь)
- на балалайке (балалаечник)
- на дудке (дударь)
ПЕСНЯ «Я на гору шла» (мальчики играют на ложках, а девочки исполняют песню)
Воспитатель:
В давние времена был ОБЫЧАЙ: если в дом стучал прохожий, то хозяева обязательно приглашали его отдохнуть и угощали («Чем Бог послал»).
Русский человек, чтобы не случилось – никогда не унывал. Последним куском хлеба готов был с ближним поделиться. Это обычай гостеприимства. Не зря ведь в народе говорят: «Красному гостю – красный угол».
Гостей встречали с хлебом – солью: в знак уважения.
Чаепитие за самоваром – это ТРАДИЦИЯ, без которой невозможно представить Россию. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие.
ИГРА «Куда нужно положить (налить?»
соль – в солонку
масло – в масленку
сахар – в сахарницу
конфеты – в конфетницу
чай – в чайник и др.
ИГРА «Мы гостей поджидаем, стол красиво накрываем!»
(дети накрывают стол для гостей: скатерть, самовар, сахарница, чашки с блюдцами, салфетки)
Приглашаем гостей к самовару за стол.